http://tuofikea.ru/novelty

Васе Обломов: не люблю глупых, хамоватых, безграмотных идиотов

В нашей еженедельной рубрике «Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мы расспрашиваем известных людей о том, какие слова им нравятся, а какие вызывают отвращение. Сегодня наш собеседник — музыкант Вася Обломов.

— Какое слово вы считаете сейчас ключевым?

— Это два слова: «стабильность» и «абсурд». «Абсурд» — это скорее характеристика того, что происходит, а «стабильность» зашкаливает по частоте употребления. Я даже пластинку свою так назвал. За прошедший год это слово звучало из всех утюгов в разных контекстах. В итоге оно сравнялось с понятием абсурда.

— Получается, что стабильность — это еще и антислово?

— Да, но есть еще просто идиотские слова и словосочетания, которые мне не нравятся. Я вообще не понимаю, что такое креативный класс. Это словосочетание, рожденное Сурковым,люди зачем-то подхватили и стали всем рассказывать, что мы — креативный класс. Мне кажется, всем просто понравилось думать, что мы такие лучшие люди страны.

— Замену какую-то для этого словосочетания можете предложить?

— Нет, я вообще не люблю классовое разделение. Это не мой конек.

— Но разговора о разделении все равно не избежать. Делите ли вы слова на чужие и свои и делите ли вы людей на чужих и своих в зависимости от слов, которые они употребляют?

— Я не люблю, когда незнакомый мне человек сильно матерится: когда он не ругается матом, а когда он им разговаривает. Это вообще мало кому идет. Но мне очень понравились видео из Челябинска с падением метеорита. Это же просто шикарно: сначала удивление, потом возмущение, потом восторг, и все передается одними и теми же словами.

Еще не люблю, когда человек ни с того ни с сего переходит на «ты». Ненавижу слово «сосули»: нет такого слова в природе, но с подачи женщины-чиновника все его вдруг начали употреблять. Не люблю хамства, не люблю глупость в различных ее проявлениях. Не люблю необоснованную грубость. Мне кажется, любые вопросы можно решать в рамках разумного. Я сам не святой и периодически употребляю разные слова, но мне кажется, всему должно быть место и время.

— В какой языковой культуре вы выросли? Что вы слышали во дворе?

— Все слышал. Но все-таки я семь лет учился в музыкальной школе, и дети оттуда формировали мой круг общения. Поэтому «быдлосленга» в моем круге общения было по минимуму.

— На слове «быдло» вы сейчас споткнулись.

— Мне не нравится это слово.

— Но вместо «быдло» другого слова нет? Это как с «креативным классом»?

— Малообразованные, глупые, хамоватые люди — вот так, наверное, более конкретно. С другой стороны, человек может быть и не виноват, что он малообразован, если он рос в определенной среде. Я знаю случаи, когда человека, уже практически «докопавшего до дна», родители отправляли жить в Великобританию, не зная, что с ним делать. Через полгода он возвращался совершенно другим человеком. Потому что социум, в котором он начинал жить, не принимал той модели поведения, которая казалась ему нормальной в России.

— Слово «народ» вы ведь тоже употребляете в значении «малообразованные, хамоватые люди», разве не так?

— Ну, народ разный бывает.

— Кто же тогда любит «всякое говно», как вы поете? Кто эти люди?

— Главное — что я себя из всего этого не вычеркиваю. Я же тоже в детстве носил сандалии на носки, мне никто не объяснил, что это глупо и неправильно. Нужно уметь смеяться над собой в том числе. Мне кажется, что позиция «Народ! Ты самый лучший и великий, ты спас мир от фашизма, а все остальные подонки и сволочи» губительна для любого народа. Надо уметь признавать за собой ошибки в том числе и с той целью, чтобы их исправлять, чтобы быть лучше.

Когда случилась революция 1917 года, которая опиралась на малоообразованный пролетариат, появилось слово «умник». Быть умным стало плохо. Появилось определение «вшивая интеллигенция», поэтому у рабочих, малообразованных людей не было никакой мотивации себя улучшать. Зачем становиться тем, кого ты ненавидишь? Волны эмиграции, Вторая мировая война, сталинские лагеря — все это подрезало слой общества, который называют интеллектуальной элитой. А простому рабочему народу всегда внушали, что ты тут самый умный, самый правильный и твои интересы важнеевсего. Все — для тебя! Это все звенья одной гребаной цепи в том смысле, что сейчас ничего сверхъестественного от населения Российской Федерации требовать нельзя. Так сложились исторические условия, на таком историческом бэкграунде люди воспитывались и росли во тьме, как грибы.

История России похожа на борьбу невежества с несправедливостью. Это очень печальная борьба. Она все длится, длится, и мне кажется, мы в конце проиграем.

— А слово «справедливость» вокруг вас произносится? Если да, то в каком контексте?

— Меня друзья все время обвиняют в том, что я идеалист. В контексте наших споров оно часто звучит. Мне все время доказывают, что Россия — она такая, и чего ты, собственно, хотел? А я говорю: но должно же быть иначе! Надо же требовать! Потому что если ты ничего не будешь требовать, ничего не будешь хотеть, то ничего и не изменится.

— Как вам язык оппозиции?

— Когда я на Сахарова услышал «у меня есть мечта», я поежился: все-таки где-то я это уже слышал.

— Мне казалось, что Яшина, наоборот, хвалили за эту цитату.

— Ну он бы сказал: в таком-то году один известный афроамериканец в такой-то речи сказал… Я на самом деле испытывал чувство неловкости от большинства косноязычных речей, которые звучали на митингах со сцены. Этот бритоголовый лидер «Левого фронта» — это же человек-стыд. Я вообще не понимаю, зачем о нем говорить? Это же все равно что взять какого-нибудь парня с Курского вокзала и спрашивать по любому поводу его точку зрения: он тоже будет с удовольствием все комментировать. Я помню, был какой-то марш на Болотную площадь, и он там выступал: родные мои, дорогие мои, Путин — вор-жулик… Ну е-мое! Мне вообще стало непонятно: зачем это слушать? Все пришедшие всё лучше него знают.

— У вас в творчестве есть табу на слова?

— Я не люблю мат без причины. Есть артисты, которые не гнушаются мата ради мата, когда это уже даже не художественный прием. Например, у группы «Красная плесень». Выглядит это противно.

— Вы обращаете внимание на ошибки в речи и письме других людей?

— Да.

— И что делаете? Поправляете?

— Ничего не делаю. В интернете же все умные и стоит написать неграмотный твит, как тебе сразу же укажут на ошибку. Самым безграмотным образом, но укажут.

— Вас это задевает?

— В мою сторону, к счастью, это делается редко. Если человека самого не напрягает, что он пишет безграмотно, это его личное дело. Естественно, когда к нам приходят неграмотные письма с какими-то деловыми предложениями, мы реагируем соответственно. Как минимум отдаем себе отчет в том, что человек, который с нами общается, безграмотный и не умеет даже пользоваться программой Word, чтобы проверить слова.

— Вы не рассматриваете эти письма?

— Рассматриваем. Под определенным углом.

— Ну что вы все вокруг да около ходите?

— Ну хорошо, если хотите: я не люблю глупых, хамоватых, безграмотных идиотов. Не имею никакого желания их перевоспитывать, но хочу, чтобы моя линия жизни с ними никак не пересекалась. Но торжество жизни, как сказал бы Гарсия Маркес, состоит в том, что все равно приходится с ними пересекаться. Иначе никак.

— Давайте напоследок поговорим про рэп.

— Легко. Мне вообще русский рэп не нравится. В общем объеме это какой-то немузыкальный графоманский мусор и ерунда. Есть артисты, которые работают со словом, — это «Каста»,«Баста», Нойз, но в большинстве своем рэперы, как мне кажется, малоинтересны.

— Как рэп ложится на русский язык?

— Да нормально ложится. Я вообще считаю, что писать нужно на том языке, носителем которого ты являешься. Когда сидит человек в своем Зюзино и пишет I love you,baby, я как-то ему не верю. Он что, вот так сидит и переживает, у него дословно в голове рождается мысль: I-love-you? Творчество — это же внутреннее переживание. Иногда я думаю: что же за переживание должно быть, чтобы сочинить песню «Я персона вип-вип,мой сигналит джип-джип»? Человек ночью проснулся, взял карандаш и начал выводить это по листку бумаги?

— Есть ли слова, которые вы хотели бы изъять из русского языка?

— «Сосули». Это ужасно! А так, во мне нет мессианства, я не хочу заставлять людей не говорить какие-то слова. В конце концов, нас всех в школе учат более или менее одинаково. Учат говорить и писать грамотно, выражать свои мысли корректно и понятно. Если человек этому не научился, это его личные проблемы, он сам столкнется с ними в своей жизни. Или не столкнется. А переучивать его или указывать ему на ошибки — дело неблагодарное. Я имею право не любить его и не общаться с ним, но заставлять его быть другим я не стану.