http://tuofikea.ru/novelty

Валерий Савельев о новой роли Путина

Глеб Павловский считает, что протестанты укоротили Путина. Он претендовал на сценарий «Возвращение короля». А получил слабый мандат, необходимость маневрировать между разными властными и околовластными группами, править сообща.

Единоличного Путина больше нет, есть Путин коллективный.

Строго говоря, это не что иное как реализация моего прогноза. От 2005 года, кажется. И даже от 2002, но тогда это была просто схема. Россия переживает конец эры реформ власти. Главные вопрос последних лет — переход от режима всевластия правителя к коллективной власти элиты. Первая ступень — режим политического дуумвирата. Это когда формально власть у Медведева, но Путин остается в политике и во власти.

Президент Медведев ограничен в своем самовластии и не может наследовать де факто монархическую власть своих предшественников — Ельцина и Путина. В то же время формальная позиция Путина, который стоит на пути Медведева к всевластию, уязвима. Он реально зависим от Медведева. Суть проста: Медведев может уволить Путина, а Путин Медведева в рамках легальных процедур — нет. В то же время у Медведева нет той политической поддержки, которую имеет Путин. Получается, слабая политическая фигура обладает более сильными властными возможностями, а сильная имеет подчиненное положение. Медведев правит, опираясь на политическую им социальную базу группы Путина. Его политика раскалывает эту базу, между прочим. Патовая ситуация для обоих. Медведев может уволить Путина, но останется без реальной партийно-политической поддержки, повиснет в воздухе. Путин может не дать Медведеву реально править, но тогда лишится власти сам. Обе стороны не до конца верят в свои политические возможности. Медведев боится, что в случае разрыв с Путиным не найдет достаточной опоры в обществе. Не может создать серьезную партию для себя. Путин боится, что в случае увольнения с поста премьера потеряет громадную часть своих сторонников-карьеристов. И может Медведеву проиграть уже политически, на поле открытой партийно-политической борьбы.

Понятно, что там, где противостоят двое, другие потенциальные центры и силы получают значительную свободу действий и интриг. В поле дуумвиров оформляются если не равновесные, то достаточно автономные группы влияния. Поскольку у каждой их таких групп оказывается в конце концов два арбитра — свой лидер и лидер параллельного центра, постольку правление вообще становится многофигурным.

Вторая ступень — сегодня, это правление слабого Путина и наглеющих элитных групп.

Социальная опора политической группы Путина уменьшилась. Путин больше не безусловный национальный лидер. Фактически он вынужден искать новую социальную базу. Уже без реальных претензий возглавить все российское общество. Игры с Медведевым привели к тому, что оба потеряли часть общества. Эта часть теперь не с Путиным и не с Медведевым, она ищет себе лидеров и партийную базу. Ясно, что есть противники, оппоненты и часть общества, которая уже никогда не будет с Путиным.

Поэтому Путин, с одной стороны, вынужден мириться с Медведевым и его группой. В условиях сужения социальной и политической поддержки союзниками не разбрасываются. С другой стороны, он вынужден считаться со всеми нейтральными и даже оппозиционными, но системными группами и более-менее признавать их интересы.

Возможно, Путин пытается сейчас вернуть старый порядок, восстановить единовластие. Но у него нет никаких шансов. Он еще может быть востребован как арбитр, первый среди равных. Может быть, даже чуть более чем первый. Как патриарх, основатель. Но он уже точно никому не нужен как царь.

Если он примет это положение вещей, то может просидеть в кресле президента даже два срока. Но если он попытается вытеснить Медведева и затеет «перебор земель и людишек» в надежде вернуть себе привычные по первому президентству полномочия, то политические перспективы его печальны. До конца третьего срока он, может быть, президентом останется. Но четвертого срока уже не будет точно. И вместе с ним вынуждена будет уйти партия власти.

Конечно, Путин столько раз слышал про то, что его действия неправильны, а сам он в тупике, что объяснить ему и его окружению ничего практически невозможно. Думаю, он верит в свою звезду, в свою удачу и надеется на свое чутье. Вот мы и посмотрим. Мои прогнозы сбываются!