http://tuofikea.ru/novelty

Липовые диссертации как национальный вид спорта

Скандал, связанный с фальшивыми диссертациями, набирает ход. Уже первые серьезные проверки Минобрнауки привели к тому, что учёных степеней лишились одиннадцать человек. Среди них глава одной из московских управ, глава аппарата уполномоченного по правам человека одной из областей, консультант департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы…

Объем заимствований доходит до 90 процентов от общего объёма текста. Это позволяет сделать предположение, что едва ли не каждая пятая диссертация в нашей стране – липовая.

Кстати, со стародавних времён и до сих пор в СМИ действует правило: материал можно считать новым и никакие претензии к нему не предъявляются, если он переработан на 30 процентов. Но то в СМИ, где повторить сказанное и можно, и нужно; а вот диссертация – это совсем другая песня…

Как водится, толчком к разбирательству стали политические мотивы, а вовсе не переживания за состояние российской науки. Оппозиционеры стали выяснять, кто из представителей партии власти нечестным путём оформил кандидатскую или докторскую. Поле оказалось весьма благодатным.

Единоросса Бурматова лишили поста заместителя председателя Госдумы по образованию, поскольку в его диссертации 18 страниц абсолютного плагиата. Компьютерная программа «Антиплагиат» обнаружила, что в диссертации парламентария Лебедева (сына Жириновского) есть солидные куски из работы саратовского кандидата политических наук, написанной на год раньше. Выяснилось, что десятки депутатов получили учёные степени после избрания в Госдуму. Как они нашли время для исследовательской работы, для написания и защиты диссертаций – вопрос риторический.

В интернете полно объявлений о продаже диссертаций. Средняя стоимость кандидатской с учётом написания автореферата и статьи в ВАК составляет 100 тысяч рублей. За докторскую заказчик платит от 350 тысяч. Правда, оплата «литературного негра» – далеко не все затраты. В бюджет нужно заложить ещё и подкуп диссертационного совета или хотя бы его части. Вероятно, придется оплатить и оппонента. Лучше, если он будет из другого региона, его приезд и проживание тоже за диссертационный счет.
Однако самое несуразное в этой схеме то, что «писатели-призраки» тоже, как правило, не проводят качественных исследований. К примеру, в «научном труде» бывшего директора «Колмогоровского интерната» (специализированного учебного центра МГУ) Андриянова экспертиза обнаружила более 50 процентов плагиата от общего объема. При этом работа, из которой автор позаимствовал более всего, сама оказалась списанной.

Министерство образования обещает теперь размещать диссертации в интернете. Но пока не понятно, улучшит это положение дел или наоборот, упростит работу списывающим. Что же касается программы «Антиплагиат», то она способна служить лишь подспорьем для экспертов. В руках дилетантов она может превратиться в орудие для обвинения всех подряд, даже тех, кто заимствует мысли из своих же научных работ.