http://tuofikea.ru/novelty

История становления профсоюза «Форд». Первая битва

История легендарного профсоюза ЗАО «Форд мотор компани». Хронология борьбы и основные достижения. Часть II. 2006–март 2007.

Часть II. 2006–март 2007

В результате проведенных в феврале – марте 2006 года переговоров, работодатель произвел повышение окладов работникам в зависимости от квалификационного уровня (грейда) на 14,25 – 17,5%. Это было явно меньше 30%, которые требовал профсоюз изначально, но на фоне 10,9% инфляции за 2005 год и ранее достигнутых результатов это казалось приемлемым компромиссом.

После повышения заработной платы Профсоюзный комитет начал работу по подготовке проекта коллективного договора. Завод Форд в России оставался единственным в мире заводом компании, на котором не было коллективного договора. Исходя из имевшихся проблем, предложений работников, анализа лучших коллективных договоров российских предприятий, был подготовлен проект коллективного договора, адаптированный под завод во Всеволожске.

Данный проект явился своеобразной мечтой, идеалом положения работников, желаемой целью. Существенную помощь в подготовке проекта коллективного договора оказал Васильев Владимир Васильевич из профсоюза докеров. Шестидесятилетний невысокий человек с юношеской энергией и немыслимой внутренней силой вызывал уважение у всех лидеров фордовского профсоюза. Впоследствии именно он поможет лидерам профсоюза осознать приоритет вопросов охраны труда над всеми иными вопросами.

В тот период, питерские докеры стали фордовцам старшими умудрёнными опытом товарищами, а бразильцы являлись для фордовцев образцом
солидарной борьбы за права рабочих. Учитывая уже имевшуюся практику общения с работодателем, члены Профкома понимали, что даже за одну десятую проекта коллективного договора придется бороться и бороться жестко. Было очевидно, что одночасовой предупредительной забастовкой, как в ноябре 2005-го, будет не обойтись. Одно дело часовая забастовка в одну из трёх смен и совсем другое дело полномасштабная забастовка во
всех сменах завода. Следует отметить, что на тот период самой организованной с профсоюзной точки зрения считалась вторая смена, но даже в ней, не говоря уже про весь завод, у многих работников было мнение, что забастовка – это нечто запретное, о чем даже думать запрещено.

Несмотря на то, что профсоюзу уже удалось достичь определенных результатов, начальники разного уровня по-прежнему оказывали давление на профсоюзных активистов. Царившая на заводе атмосфера все еще была далека от принципов производственной демократии и уважения работников вне зависимости от ранга. Начальник мог легко нахамить рабочему и остаться безнаказанным. Наиболее тяжелая ситуация в этом плане была в третьей смене. Даже рабочие кузовного цеха со своим «ковбойским» характером могли дрогнуть под авторитарным стилем управления начальников третьей смены.

Понимая всю ситуацию, Профком принял единственное правильное решение: перед тем, как выходить на забастовку, в трудовом коллективе должна быть проведена серьезная информационная работа. Учитывая время, необходимое для проведения

коллективных переговоров, примирительные процедуры, объявление забастовки, у Профкома было около полугода на изменение мышления рабочих и этого времени посчитали достаточным. После выхода работников из коллективного отпуска в августе 2006-го была подготовлена окончательная редакция коллективного договора, после чего она была роздана в трудовой коллектив для ознакомления и утверждения. С сентября Профком начал целенаправленную информационную работу. Было решено, что первые два месяца профсоюзные листовки будут выходить раз в 2 – 3 недели, следующие два месяца – раз в 2 недели, а затем – минимум раз в неделю. Учитывая обмен опытом с бразильскими и американскими товарищами, свой опыт, активисты профсоюза уже знали, что может противопоставить работодатель профсоюзной информации (тезисы «мы все одна команда», «одумайтесь, завод ведь закроют», «мы еще не окупили инвестиции», «профсоюз вас обманывает», простые запугивание и угрозы).

Было решено, что в листовках будет содержаться и информация о текущей ситуации на заводе, и информация, уличающая работодателя во лжи, и
информация о забастовках и успешных акциях рабочих в странах Европы, Америки и других, чтобы показать рабочим завода, что забастовка это демократичный и законный способ отстаивания своих прав. Вся эта смесь информации совместно с активной работой активистов в цехах, по мнению Профкома, должна была стать ключом к успеху. Стоит заметить, что одна из листовок, выпущенных именно в этот период (а впоследствии и все остальные) будет содержать слова из предсмертного письма Джо Хилла (Йоэль Эмануэль Хеглунд) «Не надо плакать, организуйтесь!», которые станут лозунгом Межрегионального профессионального союза работников автомобильной промышленности (МПРА).

Коллективные переговоры начались 25 сентября 2006 года. Работодатель прибегнул к своей обычной тактике – затягивание, меньше конкретности и больше устных обещаний. Быстро стало понятно, что лидеры профсоюза в своих прогнозах о ходе переговоров не ошиблись.

Профком вел активную информационную работу и решил предупредить работников о возможных событиях. Из профсоюзной листовки: «…Темп и качество переговоров по колдоговору идут явно неудовлетворительно. Более чем за месяц с момента уведомления администрации о готовности вести переговоры по колдоговору не достигнуто взаимопонимания ни по одному существенному вопросу. Переговоры по одному из принципиальных разделов «Охрана труда» явно провалены. Осталось менее двух месяцев для переговоров, а позиция администрации сводится к одно-
му – переписать нормы трудового кодекса в колдоговор и не дать ничего более. Нет, господа капиталисты! Колдоговор должен существенно улучшать положение рабочих.

Мы свое здоровье ради ваших прибылей гробить не будем… Сегодня мы должны честно сказать нашим товарищам, если переговоры будут продолжаться в таком же русле, то иначе как забастовкой мы своей цели не добьемся. В период до нового года советуем воздержаться от дорогостоящих покупок и от получения кредитов. Экономьте средства семейного бюджета.». В одной из ноябрьских листовок была
опубликована выдержка из статьи А. Шершукова («Солидарность») «…Странно слышать, что «забастовка – это радикальная и крайняя форма борьбы». С точки зрения законодательства – действительно крайняя. Но все, что прямо разрешено законом, не является радикальным. Например, с точки зрения закона предельная форма выяснения отношений между гражданами – это обращение в суд. Но ведь никому не придет в голову обвинять истца в неумеренном радикализме. Тем паче – в экстремизме. В то же время бастующую профорганизацию вполне могут попытаться «припечатать» экстремистским жупелом. И еще более удивительно бывает слышать (лично мне, во всяком случае), когда бастующую организацию пытаются обвинить в радикализме коллеги из высоких (и, кстати, теплых) кабинетов.

Аналогичное удивление вызывает и такой тезис: «Главное для профорганиза-ции – это недопущение конфликта, сохранение социального мира». Вообще-то, главное для профорганизации – это хорошо оплачиваемая работа для членов профсоюза.

Соответственно, все легальные методы борьбы за это хороши. Включая и такую легальную форму борьбы, как забастовка…». Переговоры близились к своему завершению и завершению практически ни чем. Для поддержки профсоюзных переговорщиков 14 декабря 2006 года состоялся митинг возле д/к микрорайона «Южный» (г. Всеволожск), где проходили коллективные переговоры. Митингующие рабочие свистом встретили переговорщиков работодателя и пообещали прийти к ним в офис, если коллективный договор не будет заключён.

25 декабря, закончился 3-х месячный срок, отведённый законодательством на проведение переговоров по заключению коллективного договора. В результате трудовой коллектив получил коллективный договор на 7-ми страницах, практически полностью повторяющий Трудовой кодекс, и протокол разногласий на 24-х страницах, в который перешли все важные пункты проекта коллективного договора.

Формально это и был первый коллективный договор работников «Форд Мотор Компани» ЗАО, т. к. законодательство обязывало стороны подписать имеющиеся согласованные пункты, но это явно не устраивало рабочих, они посчитали это издевательством и по-прежнему считали, что у них нет коллективного договора.

26 – 27 декабря Профком провел собрания на автобусной остановке во всех трёх сменах, на которых было утверждено требование к работодателю о заключении коллективного договора в редакции трудового коллектива. На собраниях лидеры профсоюза заявили: «Таким образом, нам наглядно показали как сильно нас и нашу работу ценят. Три месяца мирных переговоров, когда мы разными способами пытались убедить наших оппонентов в необходимости пойти навстречу собственным работникам, руками которых создается всё на этом заводе, закончились неудовлетворительными результатами.

Это ещё раз показывает нам, что наш работодатель ценит не слова и аргументацию, а силу и только силу. Пора показать силу!». Фактически это означало, что профсоюз призвал рабочих к забастовке и активной борьбе. 27 декабря работодатель был официально уведомлен о проведенных собраниях и утвержденном требовании. Основываясь на нормах Трудового кодекса, Профком в начале января запросил у работодателя помещение для проведения 16 января общего собрания трудового коллектива, на котором планировалось рассмотреть вопрос об объявлении забастовки. Но работодатель фактически отказал. Администрация завода решила сделать свой ход в информационной войне и 16 января 2007 года распространила
в трудовом коллективе информационный лист, в котором явно прослеживалась попытка отделить работников от профсоюза. В информационном листе заявлялось, что профсоюз толкает работников на забастовку, что требования запредельны, а действия профсоюза незаконны, что это будет иметь для работников последствия, что администрация заботится о работниках и рекомендует им не участвовать в забастовке.

Но профсоюз мгновенно парировал этот удар, выпустив очередную листовку с указанием всех действий каждой из сторон и ссылками на нормы законодательства. Кроме того, активисты профсоюза вели постоянную работу в трудовом коллективе. История прошлого года уже не могла повториться, т. к. Профком был к ней готов. Профком из внешних источников доводил до работников информацию о ситуации на автомобильном рынке, о прибылях компании, а также информацию о планах производства, об отсутствии доплат за вредность, переработках по 100 часов за месяц, не полностью выплаченных авансах и отпускных, сокрытии травм…

Учитывая разгорающийся трудовой конфликт, работодатель решил сгладить ситуацию. Еще одна излюбленная тактика работодателя – «время всё лечит». В конце года обычно весь иностранный менеджмент разъезжается на католическое рождество, а российский менеджмент сообщает работникам, что мол, потерпите, ведь они же все решают. Потом проходят новогодние каникулы, пока народ «раскачается»… Но в этот раз такая тактика не сработала, напротив, она вызвала еще большее раздражение у рабочих. Подготовившись, 26 января 2007 года представители работодателя провели коммуникационные сессии с работниками, на которых хотели дискредитировать профсоюз и склонить чашу весов в свою сторону. Стоит отметить, что термин «коммуникационные сессии» выбрали потому, что работодатели уже боялись слова «собрание», т. к. на них работниками выдвигаются требования. Сессии явно (не через информационные листки) показали позицию администрации завода – оттягивание времени и никакой конкретики. Представителями работодателя была озвучена дата – 6 февраля, с которой администрация была готова начать переговоры по повышению заработной платы. То есть работодатель попытался темой о повышении заработной платы отодвинуть на второй план тему коллективного договора, ведь именно вокруг него развивался трудовой спор. При этом представители работодателя не называли никаких цифр будущего повышения зарплаты. Расчёт администрации был на то, что 6 февраля они вступают в диалог с представителями профсоюза, пройдет некоторое время для обсуждения предложений в трудовом коллективе (если, опять-таки, будет конкретика), и наступит март.

Март – время, после которого действительно будет всё труднее и труднее отстаивать свою позицию, так как март – это время, когда традиционно происходило повышение заработной платы. Была велика вероятность того, что нетерпеливые работники скорее согласятся на повышение зарплаты и откажутся от требований по коллективному договору, а оставшаяся часть не сможет выстоять в забастовке.

Таков был план работодателя. Но собрания, организованные администрацией, показали им то, чего они никак не ожидали. Основная цель – разделить профсоюз и работников, поставленная администрацией, провалилась. На собрании рабочие заявили: «Профсоюз – это все мы!», но представители работодателя это проигнорировали. Директор по персоналу (англичанин Эдриан Стэд) продолжал говорить
о трудностях производства и радужных перспективах предстоящего повышения зарплаты, целенаправленно игнорировал вопросы работников, в результате чего около 200 работников второй смены покинули место проведения собрания, что было неприятной неожиданностью для представителей администрации. Работодатель понял, что даже на «своих» собраниях он не может контролировать ситуацию. Ещё один показательный случай: на одной из встреч работники попросили предоставить для ознакомления и возможного применения коллективный договор
одного из европейских заводов Форда, на что администрация любезно предложила воспользоваться коллективным договором китайского завода Форд, мол, «знайте свое место».

Лидеры профсоюза обратились к работникам со словами: «У нас есть два пути развития ситуации. Первый – тот, который нам навязывает администрация. То есть ждать неизвестного, надеяться на лучшее и повторить ситуацию прошлого года, когда кое-что предложили, а взамен затребовали подписать бумагу об отказе от каких-либо активных действий. И второй, который предлагаем мы. Провести собрание по вопросу начала забастовки. Если трудовой коллектив проголосует за забастовку, уведомляем администрацию и начинаем забастовку. У нас хватит вре-
мени и выслушать предложения администрации по поводу поднятия заработной платы, и обсудить этот вопрос в коллективе. Если нам сделают действительно достойное предложение, то и никакой забастовки не понадобится. Но если нам в очередной раз «прополоскают мозги», как это происходило раньше, то мы, не по- теряв времени, можем приступать к коллективным действиям и отстаивать свои законные права».

Еще в начале января профсоюз на основании норм Трудового кодекса запросил у работодателя помещение для проведения 16 января общего собрания, но работодатель фактически отказал. Поэтому второй раз Профком просить не стал и после проведения работодателем коммуникационных сессий 1 – 2 февраля провел общие собрания в каждой из трёх смен, на которых было принято решение о начале забастовки. Работодатель 5 февраля был официально уведомлен Профкомом о планируемой 14 февраля забастовке. Работодатель сразу обратился с иском в суд о признании забастовки незаконной на основании того, что решение о начале забастовки работниками было принято не на общем собрании всего трудового коллектива, а на общих собраниях каждой смены в отдельности. Работодатель тянул время, он не озвучил 6 февраля, как обещал, предложение о повышении заработной платы и называл уже другие даты. Абсолютно все прогнозы лидеров профсоюза сбывались, и стало очевидно, что забастовка неминуема.

Работники, разозлённые действиями работодателя, уже считали часы до забастовки. Оставался один главный неизвестный момент, который мог существенно изменить ситуацию – решение суда по иску работодателя (заседание суда было назначено на 13 февраля). В поддержку рабочих Форда 8 февраля в 12:00 прямо у проходной завода был организован митинг, на который прибыли представители профсоюзов докеров, лётчиков, моряков, бортпроводников, железнодорожников и представители разных марксистских организаций. Работодатель тоже не сидел сложа руки. Администрация попыталась собрать подписи более половины работников за отмену забастовки, чтобы представить их в суд, т. е. работодатель извратил ту норму трудового кодекса, которая позволяла профсоюзу собирать подписи за забастовку (как это делал профсоюз годом ранее). На работников и особенно на активистов профсоюза всё больше и больше оказывалось давление. Начальники третьей смены особенно не могли смириться с постепенно тающей тотальной властью. Учитывая, что на тот момент (и вплоть до 2009 года) никакого освобождения представителям профсоюза не давалось (за исключением участников коллективных переговоров в дни, когда проходили переговоры), активисты профсоюза находились под постоянным
«колпаком».

Для осуществления своих задач у активистов в течение смены было 2 перерыва по 10 минут и 30 минут обеденного перерыва, всё остальное время они должны были находиться на своём рабочем месте, работать и работать хорошо. Члены Профкома и активисты приезжали на завод до своей смены или оставались после неё для решения поставленных задач и общения с представителями администрации. Заседания Профсоюзного комитета в то время проходили еженедельно по выходным. Замысел администрации о сборе подписей потерпел крах. Она не смогла собрать то количество заявлений по отказу от участия в забастовке, на которое рассчитывала. У работодателя оставалась последняя и маловероятная возможность
переубедить работников, 12 февраля ему пришлось согласиться с проведением общего собрания трудового коллектива, которое было запланировано на 13 февраля с 16:30 до 17:30. Работодатель даже согласился предоставить дополнительные автобусы для работников 3-й смены и сохранить заработную плату за время участия в собрании работникам 1-й и 2-й смен.

Лидеры профсоюза обратились к трудовому коллективу со словами: «Не осталось ни сомнения, ни эмоций, лишь твёрдая уверенность в необходимости двигаться вперед к намеченной цели. …на собрании трудового коллектива будет решён вопрос о том, сможем ли мы двигаться вперед или остановимся в своем стремлении улучшить свои условия труда. Предложения администрации и их коллективный договор – это остановка или даже провал. Проект коллективного договора адми- нистрации переписывает положения Трудового кодекса. Но зачем нам второй Трудовой кодекс, когда один уже есть? Это и есть наша позиция. Коллективный договор должен улучшать условия труда работников. Мы хотим добиться введения нормирования труда, признания условий труда, в которых мы работаем, вредными. Мы хотим, чтобы компания Форд была социально ответственной компанией и установила достойную оплату труда для работников, которые каждый день доказывают, что работают отлично…».

Во вторник, 13 февраля, было назначено судебное заседание по иску «Форд Мотор Компани» ЗАО о признании предстоящей забастовки незаконной. В заседании суда со стороны профсоюза должны были участвовать члены забастовочного комитета и юрист. Следует отметить, что с целью выведения из под судебного преследования членов Профкома и предоставления им большего времени на работу внутри завода в конце января было принято решение о том, что проведением забастовки будет руководить забастовочный комитет. Войти в состав забастовочного комитета вызвались председатель профсоюзной организации Алексей Этманов и профсоюзный активист из третьей смены кузовного цеха Александр Кашицин
(позднее, 27 августа 2011 года, именно он сменит Алексея Этманова на посту председателя профсоюзной организации).

В середине дня началось судебное заседание, и у представителей работодателя был весомый аргумент о том, что решение о начале забастовки работниками было принято не на общем собрании всего трудового коллектива, а на общих собраниях каждой смены в отдельности. Время шло, и приближалось начало общего собрания трудового коллектива, на котором из тактических соображений председатель профсоюза обязан был присутствовать. Во время судебного заседания Алексей Этманов обратился к судье со словами о том, что он понимает важность данного судеб-
ного заседании, но он обязан быть на заводе к началу общего собрания трудового коллектива и попросил перенести заседание или продолжить его без участия членов забастовочного комитета. Затем слово взял Александр Кашицин, который обратил внимание суда на то, что за неделю с момента уведомления работодателя о планируемой забастовке стороны согласовали в три раза больше пунктов проекта коллек-
тивного договора, чем за три месяца коллективных переговоров. Он сказал, что в сложившихся условиях работники сделали всё возможное для выполнения норм законодательства и просил дать возможность работникам провести забастовку. Далее судья объявил перерыв, воспользовавшись которым члены забастовочного комитета направились на завод и прибыли на него как раз в момент начала собрания.

Общее собрание проходило на одном из складов завода. Все было подготовлено. Как обычно, команда члена Профкома Антона Лихачёва огородила периметр и подсчитала участников. На собрании присутствовали более 1000 человек из почти 1900 работников завода, т. е. более половины, а также представители менеджмента завода. Первыми слово взяли представители работодателя, которые не сказали ничего нового и даже подтвердили, что завод уже окупил вложенные в него инвестиции. Далее лидеры профсоюза предложили выступить всем желающим, а потом
сами взяли слово. В период проведения собрания поступила информация из суда.

Суд признал планируемую забастовку незаконной, но решение суда должно было вступить в законную силу только через 10 дней. Профсоюзные юристы сделали свое дело, и можно было начинать голосование о проведении забастовки. Результат не оставил никаких сомнений, все работники в едином порыве подняли руки вверх за начало забастовки. Потерпев крах и проиграв в информационной войне, работодатель в будущем никогда более не согласится на проведение общих собраний и не предоставит помещение для их проведения. Более того, на протяжении длитель-
ного времени многие представители высшего менеджмента будут воздерживаться от публичных выступлений перед работниками, отвечая на подобные предложения профсоюза, что считают такую форму коммуникации неэффективной или просто игнорируя предложения выступить перед работниками.

Начало забастовки было запланировано на 00:00 14 февраля 2007 года. Все лидеры профсоюза прибыли на завод за несколько часов до начала забастовки. Они испытывали легкое волнение, но когда настало время «ч» все, следуя четкому плану, исполняли свои роли. Кузовной цех затих, конвейер в цехе сборки остановился, территория между этими цехами была перегорожена для проезда внутризаводского транспорта и к ней начали стекаться рабочие. Все, свершилось, завод полностью остановился. Забастовка началась. Следом за второй сменой забастовка продолжилась и в третьей, а затем в первой смене.

Профсоюз предложил работодателю возобновить переговоры по заключению коллективного договора. Работодатель согласился, но при условии, что забастовка будет прекращена. Профком, проведя консультации в трудовом коллективе и получив одобрение, принял решение о приостановки забастовки с нуля часов 15 февраля. Переговоры продолжились.

Впоследствии лидеры профсоюза получат еще один урок борьбы – вторично поднять людей на забастовку сложнее, и это будет ими учтено в будущем. С момента начала забастовки в адрес профсоюза стали поступать письма поддержки и солидарности с рабочими Форда. Письма приходили как из России, так и из зарубежных стран. Одно такое письмо было из Общеевропейского производственного Совета компании Форд (орган представляющий интересы работников европейских заводов Форда), подписанное его руководителем Дитером Хинкельманном. В нем были не только слова поддержки рабочих, но и заверения о том, что Совет не допустит того, чтобы компания Форд компенсировала потерю автомобилей из-за забастовки ввозом автомобилей с европейских заводов. По словам очевидцев, когда представители иностранного менеджмента завода увидели
это письмо, они, сидя в кабинете, громко ругались. Это означало, что администрации завода не удалось скрыть конфликт, и о нем в полной мере будет знать менеджмент в европейском офисе.

Переговоры возобновились. Работодатель пошел на уступки, признал наличие вредных условий труда на производстве (чего он до последнего момента не делал), согласился предоставить работникам компенсации и провести аттестацию рабочих мест. За неделю в коллективный договор удалось включить три наиболее важные темы: вредность, гарантии работникам, потерявшим здоровье на работе и использование заёмного труда. Работодатель незамедлительно за свой счет организовал обучение уполномоченных по охране труда профсоюза, что ранее делать не хотел.
Профсоюз добился значительного результата.

С 10 часов утра 28 февраля профсоюзные переговорщики находились на заводе, переговоры шли весь день. Накануне, 27 февраля, на собрании, организованном профсоюзом по итогам раунда переговоров, трудовой коллектив проголосовал за возобновление забастовки, т. к. работодатель не хотел распространять на отдел логистики гарантии занятости аналогичные тем, которые были согласованы в отношении производственных подразделений. Работодатель хотел оставить за собой возможность выведения отдела логистики в сторонние (подрядные) организации. Стороны
никак не могли согласовать пункты о гарантиях занятости для отдела логистики.

Переговорщикам профсоюза казалось, что компромисс уже найден и согласованные меры значительно страхуют всех работников отдела логистики, но работники отдела логистики считали эти меры недостаточными и требовали большего. Лидеры профсоюза не могли подписать коллективный договор без его одобрения представителями работников отдела логистики. Переговоры зашли в тупик.

На работу заступила 2-я смена. Работники 2-й смены окрасочного цеха начали готовиться к началу забастовки и освобождать печи цеха от кузовов. Мгновенно информация об этом поступила к представителям работодателя, которые пошли на последние уступки. Обсудив предложение работодателя в переговорной группе, представители отдела логистики согласились с ними, и переговорщики профсоюза вернулись за стол переговоров. В начале часа ночи 1 марта 2007 года стороны подписали коллективный договор. Уставшие, но довольные результатом лидеры
профсоюза и активисты разошлись, кто отдыхать, кто общаться с товарищами, кто на свои рабочие места.

Профсоюз добился значительного результата, теперь у рабочих был свой коллективный договор, в котором были установлены принципы и гарантии защищённости рабочих мест, введены такие единовременные выплаты, как за стаж работы на заводе, на погребение близких родственников, установлены компенсации за работу во вредных условиях (надбавки к окладу и дополнительные отпуска). Стороны договорились, что с 1 марта 2007 года в зависимости от квалификационного уровня (грейда) работодатель повысит оклады на 14 – 20% (инфляция за 2006 г. составила 9%).

Всего желаемого добиться не удалось, были и недовольные. Некоторые работники отдела логистики посчитали себя обманутыми по вопросу о
гарантиях занятости (однако будущее покажет, что ни один работник отдела логистики не будет уволен, сокращён или переведен куда-либо без его согласия, и отдел логистики останется в штатной структуре завода).

За неделю февральского противостояния в профсоюз вступили более 70 человек. Однако были и люди (близкие к администрации завода), которые не только не поддерживали профсоюзную организацию, но и прямо противодействовали ей. Три человека были исключены из профсоюза за активную антипрофсоюзную деятельность. Самый важный итог суточной забастовки – с рабочими стали считаться как с организованной силой. Они доказали, что способны проводить забастовки, что это законный метод борьбы и рабочим этого не надо бояться.

По итогам переговоров, обращаясь к трудовому коллективу, лидеры профсоюза говорили, что предстоит отстаивать еще немало важных пунктов, ушедших в протокол разногласий и возможно коллективными действиями. Никто тогда и не предполагал, что через восемь месяцев на Форде будет организована и проведена забастовка продолжительностью почти месяц.

Продолжение следует