http://tuofikea.ru/novelty

История становления профсоюза «Форд». Начало

История легендарного профсоюза ЗАО «Форд мотор компани». Хронология борьбы и основные достижения.

Часть I. 2002–2006

В июле 2002 года на заводе Форд («Форд Мотор Компани» ЗАО) в г. Всеволожск Ленинградской области по инициативе группы рабочих и инженерно-технических работников была создана первичная профсоюзная организация, вошедшая в профсоюз Машиностроителей РФ (Роспрофмаш), который в свою очередь входил в структуру ФНПР. Возглавил профсоюзную организацию работник отдела закупок Ярослав Ноздрин и состояла она на первых порах больше из ИТРовцев.

Толчком для создания профсоюза послужило нарушение работодателем трудового законодательства в части оплаты сверхурочных работ, которая на протяжении длительного времени не производилась. На стадии строительства завода и запуска конвейера практически всех работников вынуждали работать сверхурочно, а когда работники пытались требовать оплаты сверхурочной работы, то получали отказ со ссылкой, что это важный вклад каждого в дело компании. Для защиты своих прав работники создали профсоюз и добились того, что работодатель начал оплачивать сверхурочные работы. Сверхурочной работы по-прежнему оставалось много, и кто-то из работников выходил на неё за дополнительную плату, а кто-то под принуждением. Условия труда на заводе были тяжёлыми, но каких-либо доплат и компенсаций за работу в тяжёлых и вредных условиях в то время работодателем не предоставлялось. Работодатель не проводил аттестацию рабочих мест и хвалился тем, что завод европейского уровня и условия труда на нем нормальные.

Также, по мнению работников, крайне низким являлся уровень оплаты труда, а в дополнение к этому недовольство вызывали постоянно меняющиеся требования к повышению разрядов (грейдов). В январе 2003 года профсоюзная организация завода, в связи с поступившими письменными коллективными жалобами работников на условия труда, вызвала на завод представителей Государственной инспекции труда. Результатом посещения инспектором труда завода стало многостраничное предписание и штрафные санкции, примененные к тогдашнему директору по персоналу г-ну Устинову А., который уволился через два месяца. К сожалению больших успехов первичке добиться не удалось. Она пыталась выйти на коллективные переговоры с администрацией завода и даже передала ей проект коллективного договора, но с помощью различных юридических уловок работодатель умело уклонялся от вступления в коллективные переговоры. А на одной из конференций работников (организованной профсоюзом для выдвижения требований, состоявшейся в августе 2003 года) работодателю удалось создать Совет трудового коллектива, как бесправную альтернативу профсоюзу.

Следует отметить, что 30% делегатов конференции составляли работники офиса и руководители среднего звена, а перед конференцией с делегатами проводились обстоятельные беседы. Так с 2003 по 2005 года интересы работников перед администрацией завода представлял Совет трудового коллектива (СТК), который состоял из 16 человек. Вместе с тем, профсоюз существовал, и в него входило около 110 работников из 1700 (по состоянию на июль 2005 года).

К профсоюзу администрация относилась крайне нетерпимо. «Пока Форд давал невнятные официальные ответы на письма профсоюза, за кулисами шла планомерная борьба с профсоюзной организацией, члены профсоюза испытывали давление со стороны руководителей, имели место случаи ограничения служебного роста» – из воспоминаний активистов.

Летом 2005 года два члена профсоюзной организации завода «Форд Мотор Компани» ЗАО посетили далекую страну Бразилию с целью участия в международном профсоюзном семинаре, в котором приняли участие представители профсоюзов, действующих на заводах корпорации Форд Северной и Южной Америк (Аргентина, Бразилия, США, Канада, Венесуэла). Организовала поездку международная организация TIE (Transnational Information Exchange).

Целью семинара были обмен опытом и объединение профсоюзов заводов Форда на международном уровне. Странные бразильцы не только пригласили и оплатили поездку, но и рассказали, а главное показали, что работники достойны работать в хороших условиях и получать справедливую зарплату за свой труд.

Также бразильцы говорили удивительные вещи о том, что само по себе ничего не делается и за свои права
надо бороться, а успешно бороться за свои права работники могут только сообща, объединившись в профсоюз. Возможно, нравоучения бразильцев так и остались бы лишь словами, если бы наши люди не видели все своими глазами. То, что бразильцы в тот далекий 2005-й жили лучше россиян, конечно, бросалось в глаза.

Вернувшись из Бразилии, один из «туристов» в августе 2005 года начал общаться с работниками завода. Он рассказывал им, что надо добиваться лучших условий труда, достойной зарплаты и добиться этого можно, но только если работники объединятся и создадут сильный профсоюз. Отметим, что этим «туристом» оказался Алексей Этманов, сварщик из кузовного цеха. Для начала какой-либо работы необходима была команда единомышленников, желающих и готовых работать, и она подобралась быстро.

Уже 28 августа 2005 года была проведена профсоюзная конференция прямо в столовой завода, на которой присутствовало
59 делегатов. Председателем профсоюзного комитета был избран Алексей Этманов. Кроме того, был избран новый состав Профсоюзного комитета, состоящий из 10 человек, в который вошел уже бывший председатель Ярослав Ноздрин. В период с сентября по ноябрь 2005 года были избраны цеховые комитеты. Одновременно с этим шла работа по увеличению численности профсоюзной организации и выдвижению требований к работодателю.

В период с августа по октябрь 2005 года численность профсоюза увеличилась в 10 раз до 1200 членов. Целью активистов было достичь численности профсоюза превышающей 50% от общей численности работников и признание работодателем профсоюзной организации. Процесс был настолько стремительным, что практически не встретил сопротивления со стороны администрации завода. Первой проверкой на прочность новых лидеров стало упразднение СТК, так как в конце сентября 2005 года профсоюз выдвинул требования к работодателю (выравнивание окладов
новой и старой квалификационных сеток, повышение заработной платы на 30%, установление «13-й зарплаты», создание комиссии по использованию средств социального страхования).

Работодатель ссылался на то, что трудовой коллектив на заводе представляет СТК и на некоторые причины юридического характера, требования профсоюза не удовлетворял и в коллективные переговоры не вступал. Профсоюзная организация обратилась за поддержкой к профсоюзу Машиностроителей, в который она входила. Однако, приехавших 26 сентября 2005 года председателя ЦК профсоюза и председателя Ленинградского областного комитета профсоюза не пустили даже на завод. В результате чего за проходной завода возник стихийный митинг, в котором приняли участие представители всех цехов (около 350 человек).

Профсоюзные боссы из профсоюза Машиностроителей не смогли оказать работникам Форда никакой существенной помощи, кроме как помочь составить резолюцию по итогам митинга. Было очевидно, что они просто не умели бороться с транснациональными корпорациями за права работников в современных условиях. Фордовцам оставалось надеяться только на собственные силы. После митинга Профком решил для утверждения требований к работодателю созвать конференцию трудового коллектива, которая прошла 8 октября 2005 года.

На конференции присутствовало 77 делегатов от трудового коллектива. Работодатель, как обычно, «провел» своих делегатов на конференцию, но уже не мог (ни перед конференцией, ни во время неё) оказывать какое-либо значимое влияние на принимаемые конференцией решения. Конференция утвердила требования к работодателю, отозвала представителей работников из СТК и признала профсоюз единственным представительным органом работников. Таким образом, Совет трудового коллектива был упразднен, администрация завода признала профсоюз и вступила в коллективные переговоры. Переговоры проходили крайне трудно. Первый раунд закончился, и работодатель согласился на создание комиссии по использованию средств социального страхования, но по остальным требованиям не шел на встречу. После создания примирительной комиссии профком приступил к организации предупредительной забастовки, которая прошла 2 ноября 2005 года с 22:30 до 23:30.

Это была первая забастовка, организованная профсоюзной организацией. Наряду с постоянными юридическо-бюрократическими способами добиться уступок от работодателя профсоюзный комитет приступил к организации полномасштабной забастовки.

За проведение забастовки были собраны подписи более 900 работников. Начало забастовки было запланировано на 26 ноября 2005 года в 11 часов. Однако, обратившись с иском в суд, работодателю удалось оспорить законность планируемой забастовки. Тем не менее, при завершении переговорного процесса профсоюзу удалось добиться от работодателя выполнения еще одного требования (выравнивание окладов новой и старой квалификационных сеток) о чем было подписано соответствующее соглашение. Кроме того, учитывая, что повышение оплаты труда на заводе происходило ежегодно с 1 марта, стороны договорились о проведении соответствующих переговоров с 1 февраля 2006 года. И впоследствии фордовцы получат еще один урок социального партнерства – обещание работодателя вести переговоры не означает обещание договариваться о чем-либо. Самые трудные испытания для профсоюзной организации были еще впереди…

В период осеннего противостояния лидеры профсоюзной организации стали задумываться о целесообразности вхождения в структуру ФНПР. Можно сказать, что отношения фордовцев с бразильцами были на порядок теплее и позитивнее, чем с ФНПР.

Несмотря на официальную поддержку требований профкома, представители профсоюза Машиностроителей заявляли о том, что требования должны быть реалистичными, иметь экономическое обоснование, что нужно учитывать особенности российского общества, приводили в пример среднюю зарплату в машиностроении и говорили, что на Форде не такая уж и плохая зарплата и пр., т.е. всё то, что
Профком слышал от работодателя.

Однако, как Профком мог делать какие-либо экономические обоснования справедливых, (как считали работники), требований, когда работодатель не давал никакой информации о своей финансово-экономической деятельности? Фордовцы не хотели ровняться на среднюю зарплату ни в
машиностроении, ни в целом по стране, т.к. считали их заниженными, недостаточными и несправедливыми.

По предложению ЦК профсоюза Машиностроителей 15 ноября 2005 г. в Москве состоялась встреча заместителя председателя профсоюза и генерального директора «Форд Мотор Компани» ЗАО, на которой обсуждались требования, выдвинутые трудовым коллективом завода. Профсоюзный комитет был проинформирован о встрече, но председателя профкома Алексея Этманова работодатель на эту встречу не отпустил, что явилось для Профкома основанием подозревать профсоюзных боссов в ведении переговоров с работодателем за спиной у первичной профсоюзной организации.

Кроме того, непонятной для фордовцев была традиция ФНПРовских профсоюзов поздравлять работодателей с Новым годом, обмениваться подарками и пр. Стало очевидно, что пока структуры ФНПР не начнут реально отстаивать интересы работников и не станут более демократичными, они ничем помочь фордовцам не смогут.

На конференции в январе 2006 года первичная профсоюзная организация «Форд Мотор Компани» ЗАО вышла из состава профсоюза Машинострои-
телей РФ. Председателем первичной профсоюзной организации переизбран Алексей Этманов, был обновлен состав профсоюзного комитета. Основными задачами были улучшение условий труда, повышение оплаты труда, установление гарантий занятости и гарантий профсоюзной деятельности. Началась работа по подготовке проекта коллективного договора, которая велась всю первую половину 2006 года. Следует отметить, что до 2007 года завод Форд в России являлся единственным заводом компании Форд, на котором не было коллективного договора.

В период после выхода из профсоюза Машиностроителей и до февраля 2007 года первичная профсоюзная организация «Форд Мотор Компани» ЗАО
имела договорные отношения с СОЦПРОФ об использовании расчётного счёта для перечисления профсоюзных взносов, но никогда в структуру СОЦПРОФ не входила.

С середины 2006 года велась работа по созданию Межрегионального профессионального союза работников автомобильной промышленности (МПРА), который был учрежден в сентябре 2006 года Первичной профсоюзной организацией работников «Форд Мотор Компани» ЗАО и Первичной профсоюзной организацией работников ОАО АВТОВАЗ «Единство» и зарегистрирован 1 февраля 2007 года.

Впоследствии МПРА был принят в Международную федерацию металлистов (МФМ) и вошел в состав Всероссийской конфедерации труда (ВКТ), которая в скором времени объединилась с Конфедерацией труда России (КТР).

Продолжение следует…