http://tuofikea.ru/novelty

Twitter — адекватный индикатор общественно-значимых проблем?

Исследователи из организации Pew Research Center, проведя масштабный анализ сообщений в соцсетях, пришли к выводу, что Twitter является не очень хорошим ретранслятором общественных настроений. Журналистам и политикам не нужно ориентироваться на то, что «твитят» пользователи. «Большая часть этого различия, вероятно, связана как с незначительным срезом общественности, представленном на портале Twitter, так и с тем, кто из этого сегмента решил принять участие в соответствующем обсуждении», — говорят авторы исследования.

В США интернетом пользуется 85% населения. Но только 16% из них — пользователи Twitter. Лишь каждый десятый американец периодически заходит на сайт социальной сети: даже в самой развитой с точки зрения социальных сетей стране мира нельзя судить о мнении общества в целом на основе реакции в социальных медиа.

Чтобы выяснить, насколько четко главные хэштеги Twitter кореллируют с настроениями народных масс, использовали компьютерную программу, которая анализировала контекст постов, размещенных в социальных медиа, и сравнивала его с данными, полученными профессиональными социологами. Эксперты исследовали восемь важнейших информационных событий в Америке, включая президентские выборы 2012 года, дебаты претендентов, а также выступления президента Соединенных Штатов Барака Обамы. В абсолютном большинстве случаев реакции Twitter-сообщества и «большого» общества серьезно разнились.

В феврале 2012 года один из федеральных судов Соединенных Штатов постановил, что принятый в Калифорнии закон, запрещающий однополые браки, является неконституционным. 46% пользователей Twitter высказались в поддержку суда и только 8% всех твитов были отрицательными. Однако опросы общественного мнения, полученные в Pew традиционным путем, дали совершенно другие результаты. Из тех людей, который слышали об этом постановлении суда, 44% заявили, что были разочарованы или разгневаны им. И только 33% высказались в пользу решения Конституционного суда.

По ходу президентской кампании в США, пока опросы общественного мнения фиксировали рост популярности кандидата от республиканцев Митта Ромни, Twitter гремел гневными «твитами» в адрес этого политика. Получилось, что аудитория соцсети оказалась куда более либеральной, нежели реальные люди на улицах.

Среди восьми событий, проанализированных центром Pew, было только два случая, когда реакция в Twitter отразила «общественное мнение»: выбор Ромни республиканца Пола Райана в качестве кандидата на пост вице-президента, а также решение Верховного Суда по поводу закона Обамы под названием Affordable Care Act, который cущественно изменил систему медицинского страхования в Соединенных Штатах.

Медиа-эксперты стали предостерегать работников СМИ: использовать Twitter как средство мониторинга общественных настроений не только глупо, но и опасно. Что, впрочем, не мешает вот уже несколько лет журналистам руководствоваться мнением в социальных сетях относительно тех или иных событий. Но Twitter всерьез воспринимают и политики, которые хотят во что бы то ни стало понравиться интернет-аудитории.

С другой стороны, дело может быть в возрасте: основная часть аудитории социальных сетей — это люди в возрасте до 30 лет. Разумеется, они обычно куда либеральнее и демократичнее своих отцов.