http://tuofikea.ru/novelty

Чукчи тоже воевали

Чукча-всегда считался героем фольклорных анекдотов, туповатым, любящим огненную воду, полярным аборигеном. Но если обратится к истории, то можно увидеть, что на арктическом побережье чукчи слыли умелыми и неутомимыми воинами и не раз проявляли себя в бою в эскимосо-чукотских войнах о которых остались только предания, проходивших в заснеженной тундре и среди ледяных торосов.

Чукчи и эскимосы встречались в основном для взаимного обмена и торга, обмен всегда носил полувоенный характер, и любой неправильно понятый жест или нечестный торг зачастую приводил к кровавым развязкам.

Набегами чукчей на американское побережье в основном двигала месть за кровь погибших при неудачной торговле соплеменников. Добыча и пленные захватывались, так сказать, попутно. В те далекие времена противника предупреждали о готовящемся нападение, и многое решалось в поединке.

Поединки проходили на натертой салом, натянутой на земле моржовой коже, края которой прибивались осколками костей. Задачей противников являлось опрокидывание или бросок друг друга на острые кости, что очень часто приводило к смертельным исходам.

О военных столкновениях чукчей с эскимосами известно немного, гораздо больше информации о военных подвигах чукчей несут в себе чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в.

Чукчи являлись грозными воинами, их боялись. Например, отряд коряков, насчитывающий 50 воинов, ни за что не осмелился бы напасть на отряд чукчей в 20 человек, несмотря на двойной численный перевес.

Основным оружием чукчей являлись луки, изготовленные из березы или лиственницы, с наконечниками из кости, клыков или камня, тетиву делали из полосок тюленьей кожи или сухожилий. Наконечники стрел смазывались ядом добытым из корней лютиков, от ран нанесенных такими стрелами человек умирал через несколько дней.

Защита также изготавливалась из моржовой кожи, ровные полоски кожи опоясывали воина создавая панцирь, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. На спине закреплялся щит складывающийся на сгибах, такой панцирь имел целую систему ремней, петель и пряжек, был громоздок, тяжел и неудобен, поэтому храбрые чукотские воины считали ношение панциря уделом трусов.

Набеги осуществлялись при помощи маневренных нарт и оленьих упряжек. Атака проводилась на рассвете, если нападающим удавалось незаметно проскочить в стойбище мимо часовых, схватка, как правило, была короткой. Часть воинов при помощи арканов разрушала яранги, остальные копьями протыкали ее покров, стараясь перебить всех, кто находится под ним. Трофеями в таких набегах, в основном, являлись оленьи стада.

После каждой одержанной победы воины делали татуировку в виде точки на задней стороне запястья, у бывалых воинов точки постепенно выстраивались в линии.

Корякские женщины, чтобы не попасть в рабство к чукчам, всегда носили с собой нож, которым убивали себя и своих детей. К пленным чукчи относились довольно лояльно, редко применяя издевательства и пытки, только к попавшим в плен военачальникам и знаменитым вражеским воинам.

Боевой подготовке воинов как чукчи, так и коряки уделяли особое внимание, детей тренировали с раннего возраста, любимой их игрушкой являлся лук. Выраставшие воины и охотники были способны победить белого медведя и загарпунить кита.

Войны и экстремальные условия жизни в северных широтах выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденные в поединке не просили пощады и не желали презрительной жизни в плену, они просили у врага смерти: «Если стал для тебя диким оленем, торопись!» — говорили они.