http://tuofikea.ru/novelty

Западносибирские мусульмане решили отмотать десятку

Опасения по поводу радикализации Духовного управления мусульман Сибири и прихода к власти радикалов не оправдались. Съезд общин переизбрал на пост главы управления и омского муфтията умеренного муфтия Зулькарная Шакирзянова, который занимал этот пост ранее. Более того, новый срок его полномочий увеличен с пяти до десяти лет. По мнению экспертов, так приверженцы традиционного ислама от Якутии до Ханты-Мансийска попытались укрепить свои позиции в Сибири и сохранить определенную стабильность. Но, чтобы устоять перед нарастающей радикализацией, традиционному исламу придется искать возможность влиять на главный фактор распространения ваххабизма – миграционные потоки.

Духовное управление мусульман Сибири во вторник, 12 марта, снова утвердило Зулькарная Шакирзянова на посту главы Омского муфтията и лидера традиционных мусульман Сибири. При этом съезд религиозных общин Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Красноярского края, Хакасии, Ямало-Ненецкого автономного округа увеличил вдвое срок полномочий муфтия. Теперь он составляет не пять, а десять лет. По данным региональных СМИ, решение было единогласным. Судя по всему, не было ни одного шанса у конкурентов муфтия, если они были (список кандидатов держался в секрете).

«На повестке дня рассматривался вопрос о продлении полномочий муфтия Зулькарная Шакирзянова на десять лет без выдвижения других кандидатур на этот пост, – заявил помощник омского муфтия Даулет Балтабаев в интервью сайту SuperOmsk. – С учетом его опыта, многолетней практики, а также авторитета и уважения, которым Шакирзянов пользуется среди мусульман, рассмотрение других кандидатур на должность муфтия было бы неуместно. В итоге Шакирзянов был единогласно переизбран на второй срок».

Достаточно комплиментарно о лидере сибирских мусульман высказался и помощник Верховного муфтия России Рустам Шарифулин. «Он не первый день работает, штат у него очень большой, ведет работу он хорошо и заслуги у него очень большие. О нем доходят только самые лучшие отзывы. Кроме того, он из тех старых муфтиев нашей страны, которые сохраняют традиционный ислам. Муфтиев, которые еще с советских времен служат на этом пути», – заявил представитель Центрального духовного управления мусульман.

Как сообщалось, Зулькарнай Шакирзянов служит в Прииртышье уже 35 лет и имеет репутацию борца с ваххабизмом. С 1995 года он возглавляет мусульман всей Сибири. Однако на минувшей неделе муфтий сделал сразу ряд громких заявлений. Он выразил сомнение в том, что продолжит свою работу, пожаловался на усталость, а заодно выразил опасение по поводу радикализации ислама за Уралом. По словам религиозного лидера, в последний год в СФО растет число ваххабитов.

«Раньше этого не наблюдалось, 1 марта уже 35 лет прошло с тех пор, как я приехал служить в Омск, – заявлял муфтий. – Я не замечал такого движения, как в последние годы – особенно в 2012-м. Едут из Татарстана, из Казахстана, из-за рубежа некие бородатые люди. Я их спрашиваю: «Зачем приехали?» Они говорят: «Мы распространяем приветствие Аллаха».

Таким образом, с подачи Шакирзянова накануне выборов встал вопрос о противостоянии внутри сибирской мусульманской общины и чуть ли не о приходе ваххабитов к власти на территории региона. При этом заявления главы ДУМС были вполне созвучны словам директора ФСБ Александра Бортникова о распространении экстремизма на Урале и в Сибири. Наконец, они подкреплялись фактами. Как сообщалось, в прошлом году спецслужбам удалось пресечь деятельность так называемого «Новосибирского джамаата», в который входили 11 человек. А в конце 2012 года в одной из мечетей столицы Сибири было обнаружено взрывное устройство.

Заместитель председателя экспертного совета при Министерстве юстиции РФ, исламовед Роман Силантьев разделяет опасения главы ФСБ. По его мнению, переизбрание омского муфтия действительно может произвести положительный эффект. «Стабильность всегда хорошо. Человек он хороший, с ваххабитами борется, и силы у него есть. К новому и молодому человеку долго бы присматривались», – заявил Роман Силантьев.

По словам эксперта, главным оппонентом Шакирзянова является 58-летний Нафигулла Аширов, возглавляющий Духовное управление мусульман Азиатской части России. Границы его юрисдикции практически полностью совпадают с территорией, подконтрольной Духовному управлению мусульман Сибири. Де-факто же Аширов подчиняется Совету муфтиев России, давнее противостояние которого с ЦДУМом известно. По мнению некоторых аналитиков, именно эти разногласия привели к конфликту вокруг соборной мечети в Казани. Как сообщалось, в результате нашумевшего теракта был ранен муфтий Татарстан Илдус Файзов и убит его помощник.

По данным исламоведа, в Омске Нафигулле Аширову уже удалось «перехватить» более 40 % общин. При этом в своей деятельности фундаменталист редко опирается на коренных мусульман, как правило, ключевые фигуры Аширова в регионах – всегда мигранты. «Если посмотреть на «ашировских», то это почти всегда приезжие: в Приморье – узбек, в Якутии – ингуш, есть чеченцы и так далее», – говорит зампред экспертного совета Минюста.

Он уверен: вряд ли переизбрание станет решающим событием в противостоянии мусульман СФО. Раз фундаменталисты контролируют почти половину общин Прииртышья. Роман Силантьев отмечает особо, что «ашировцам» не нужны даже мечети, они могут работать без регистрации и выделенного культового места. А если очень надо – решают формальные вопросы через Совет муфтиев России, где Аширов – сопредседатель.

«По Новосибирску год назад взяли именно ашировских товарищей, – объяснил исламовед. – Активизация ваххабитов идет везде, Сибирь – это обычный регион, Омск – большой город, Новосибирск – вообще третий в стране. Почему тут должно быть все иначе?!»

Примечательно, что в омских мечетях корреспонденту «ФП» вчера весь день отказывались комментировать выборы главного муфтия Сибири. Собеседники экспертного канала утверждали, что даже не в курсе этого события. И в ЦДУМ согласились с опасениями по поводу радикализации мусульманских общин СФО. Впрочем, связывают они это, прежде всего, с бесконтрольной миграцией из стран СНГ и внутри России.

«Есть такая картина, ее никак не скроешь, в первую очередь это связано с миграционными потоками, которые, видимо, должным образом не контролируется, – заявил помощник главного муфтия России. – Никто не следит за тем, как мигранты обустраивают свою религиозную жизнь. Не секрет, что экстремистские идеи распространяются среди молодежи, которая часто забирается в Сибирь вахтовым методом, поэтому здесь нужно больше грамотных имамов. Но вы же сами прекрасно понимаете, как обстоят дела в приходах. Зачастую большая часть работы имама – поиск средств для оплаты коммунальных услуг мечетей и средств на поддержание существования. За какими-то побочными вещами он часто просто не может уследить».

К тому же, у старого нового муфтия есть и ряд внутренних проблем. ДУМ Сибири подчиняется Центральному духовному управлению мусульман лишь фактически, юридически их отношения не закреплены. Таким образом, в ближайшие 10 лет Шакирзянову предстоит выяснить отношения со своими идеологическими противниками и союзниками, повлиять на миграционные потоки в Сибири и упрочить финансовое положение общины.