http://tuofikea.ru/novelty

Москвичи недовольны повышением штрафа

Вчера начали действовать поправки в Административный кодекс Москвы, увеличивающие штрафы за безбилетный проезд на городском транспорте в десять раз – до тысячи рублей. И «зайцы», и большинство сознательных пассажиров восприняли нововведение негативно: на днях в центре столицы прошел митинг, посвященный этой проблеме. Многие эксперты солидарны с рядовыми горожанами: ущерб для перевозчиков можно минимизировать, если уничтожить торговлю поддельными проездными, а сами штрафы – повысить всего в два-три раза. Кроме того, контролеры, которые должны будут снижать поголовье «зайцев», не обладают достаточными полномочиями для этого.

В воскресенье вечером на Чистопрудном бульваре прошла акция против повышения штрафов за безбилетный проезд на общественном транспорте. Около 80 человек требовали «не вводить драконовские санкции в отношении безбилетников и принять меры по снижению стоимости проезда на транспорте». Повышение штрафа до тысячи рублей участники митинга считают «дискриминационной и антисоциальной мерой, которая приведет к росту агрессии в обществе». Напомним, в начале июня Мосгордума приняла поправки в КоАП столицы, по которым кара для «зайцев» возросла со ста до тысячи рублей. Как пояснили разработчики поправок, штраф не менялся с 2002 года, в отличие от доходов москвичей и убытков перевозчиков. Увеличение штрафов преследует еще и профилактические цели: как ожидается, в 2012 году из столичных автобусов и трамваев исчезнут турникеты, и безбилетники могут воспринять это как «зеленый свет».

Эксперты считают, что для большинства москвичей новые штрафы непосильны. «У половины горожан зарплата – меньше 25 тысяч рублей в месяц, а для большинства малообеспеченных жителей Москвы стоимость проезда на работу и обратно плюс поездки в выходные дни занимает порядка 20% всего бюджета на жизнь», – рассказал «НИ» председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

Разработчики поправок и представители столичного департамента транспорта и дорожной инфраструктуры в свою очередь говорят о многомиллионных убытках, которые наносят безбилетники городу. Только по официальным данным, «поголовье зайцев» в наземном транспорте составляет не менее трети от всего числа пассажиров.

Однако Владимир Соколов полагает, что не меньше вреда наносится от продажи фальшивых талончиков: «Как выяснили в МВД, ежедневно в Москве продается до 100 тысяч поддельных проездных билетов, ежегодный ущерб от которых составляет порядка миллиарда рублей». Вместо повышения штрафов эксперт предлагает усилить борьбу с «фальшивобилетчиками», продающими товар за половину стоимости или даже за полную цену.

Проблема не только в размере штрафа, но и в том, как он взимается. По информации разработчиков поправок в КоАП, 300 новых контролеров-ревизоров получат право составлять протоколы и выписывать квитанции на оплату штрафов, не отходя от пассажирского места. Однако это противоречит существующему законодательству, подчеркивают эксперты. «Только полицейский имеет право проверять удостоверения личности граждан. Контролер – не полицейский, однако, чтобы составить протокол и выписать квитанцию, он должен видеть паспорт гражданина с пропиской, – говорит председатель Союза пешеходов. – Полицейский несет ответственность за использование персональных данных гражданина, честность полицейского контролируется службой собственной безопасности и прокуратурой. А кто будет контролировать и гарантировать честность контролера? Единственный выход – доставлять «зайцев» в отделения полиции. В результате понадобится не 300, а три тысячи контролеров плюс увеличение штата сопровождающих их полицейских». Представители союза уже направили в Мосгордуму обращение с просьбой урегулировать ситуацию.

Впрочем, как пояснили «НИ» в департаменте транспорта, пока что все контролеры работают по регламенту, разработанному «Мосгортрансом». Согласно документу, контролеры не могут взимать штраф с безбилетников на месте. Они вправе только «в тактичной форме потребовать оплатить проезд», в случае отказа – так же вежливо попросить «зайца» покинуть салон, а если безбилетник сопротивляется – вызывать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении. Новый регламент планируется обсудить на одном из ближайших заседаний правительства Москвы.