http://tuofikea.ru/novelty

Владимир Фортов: защиты от астероидов нет и не будет

Сразу два метеорита — на Урале и на Кубе — обрушились на человечество. Вот и конец света, — подумалось. Не буду скрывать: если где-то что-то взрывается, я сразу же, по привычке, вспоминаю об академике Фортове. Просто для меня это единственный человек, который может объяснить точно и объективно все, что происходит при взрывах — случись они на Земле или даже в Галактике.

— Владимир Евгеньевич, вот взорвался метеорит над Челябинском. Сразу у людей появилось множество домыслов и предположений. А еще больше — предложений по защите Земли от небесных тел. А что произошло на самом деле?

— На самом деле это очень обычное явление. Физика его давно известна. На сей счет есть целая статистика: люди анализируют это явление чуть ли не две тысячи лет. Знаменитая комета Галлея впервые появилась в то время, когда волхвы пришли поклоняться Христу, и на всех картинах, посвященных тому событию, изображена эта хвостатая звезда-комета. Так что происшествие над Челябинском, можно сказать, из разряда заурядных. Такого рода явления происходят раз в два-три года. Другое дело, что это редко случается там, где живут люди, где есть дороги и где есть… фоторегистраторы. Обычно же метеориты падают в океан. Существует целая система слежения за нашим небом — система обнаружения ядерных испытаний, спутники, которые фиксируют подобные вспышки. Удары о Землю метеоритов и комет мощностью порядка 15-20 килотонн (это мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму!) наблюдаются чуть ли не два-три раза в год. Объект побольше, такой как Тунгусский метеорит в 50 мегатонн (это столько же, сколько у «царь-бомбы», которая была испытана на Новой Земле в 1961 году), падает на Землю приблизительно раз в сто лет. Зона поражения при падении метеоритов, хоть и большая, но локальная. При взрыве той же «царь-бомбы» или падении Тунгусского метеорита она порядка 30 километров. Не дай Бог, такой объект упадет на Москву, Нью-Йорк или другой крупный город — он просто перестанет существовать! Такое, конечно, теоретически случиться может, но, повторяю, такие объекты приходят из космоса очень редко. Но наблюдения за ними ведутся постоянно, так как реальность подобной трагедии не исключена.

— Жителей Челябинска, да и всего мира удивила яркая вспышка, которую зафиксировали камеры.

— Физика этого явления такова: когда с огромной скоростью (от 10 до 30 километров в секунду) тело попадает в атмосферу на большой высоте, где давление маленькое, то образуется ударная волна, которая порождает плазму — она-то и светится. Вот мы и видим огненный след. Кстати, в августе множество таких метеоритных свечений. Само космическое тело при этом сгорает. В год же на Землю падает несколько тысяч тонн метеоритов. Все они маленькие, так как основная масса все же изничтожается в верхних слоях атмосферы. Однако те метеорные тела, которые доходят до плотных слоев атмосферы, ведут себя иначе…

— Это на какой высоте?

— 30-40 километров от поверхности. Там как раз начинают тормозить «шаттлы», когда идут на посадку, там летают боеголовки, в этой области как раз и взорвался Челябинский метеорит. Физика процесса одинакова: большая скорость и ее следует погасить, то есть надо защититься от большого теплового потока. И, кроме того, прочность тела должна быть высокой, чтобы поток плазмы не смог ее нарушить. В случае с космическими кораблями и боеголовками принимаются соответствующие меры, чтобы противостоять обоим этим факторам: гасится скорость, делаются специальные защиты для рукотворных аппаратов. Всего этого нет у метеорита. Летит он в верхних слоях атмосферы со своим красивым огненным хвостом и погружается все глубже в атмосферу. Давление нарастает, и метеорит взрывается, что и наблюдали жители Челябинска, и благодаря их съемкам, все жители мира. Конечно, небесные тела не атомные бомбы, они не несут в себе ядерный заряд. Но могут состоять из прочных пород с включением железа, и тогда у них есть шанс долететь до Земли. Но чаще всего они состоят изо льда, а потому гибнут в верхних слоях атмосферы. Кстати, комета Галлея тоже состояла изо льда, и нам повезло подобраться к ее ядру: это был уникальный советский космический проект, последний столь эффектный, — когда сразу два аппарата изучали эту странницу Вселенной.

А вообще, что касается взрыва метеорита, то сравнение напрашивается простое: едете на машине и высовываете руку наружу, пальцы, сжатые в кулак, расправляете, и сразу же чувствуете напор воздуха. Аналогичное происходит и с метеоритом — на высоте он взрывается, и уже не пуля летит, а дробь…

— То, что произошло над Челябинском, наблюдалось не только с земли, но и с орбит…

— Конечно. Система наблюдений за процессами, идущими в атмосфере планеты, работает весьма четко, благодаря искусственным спутникам Земли.

— Значит, можно все же контролировать ситуацию?

— Да, если речь идет о крупных объектах. Можно ли от них защитить Землю? Этой проблемой первыми озаботились в США во времена Рейгана, то есть в начале 80-х годов. Тогда он лично много сил потратил на идею «звездных войн». Ей было обеспечено научное сопровождение. В том числе и знаменитым Эдвардом Теллером, тем самым, что создал термоядерное оружие в Америке. Я с ним встречался. Мы пришли к выводу, что идея «звездных войн», политически «красивая», но технически трудно реализуемая. Однако это не помешало и Советскому Союзу втянуться в это, заранее обреченное на провал, соревнование с американцами, но, к счастью, благодаря Велихову, Сагдееву, Кокошину и другим ученым, нам удалось дать верную оценку этому заносчивому проекту и доказать, что модель «звездных войн» лишена всякой перспективы. И тогда Теллер придумал новый проект — защиты человечества от астероидов. Мол, надо использовать для этой цели ядерные арсеналы и системы наблюдения, которые создавались для контроля над ядерными испытаниями. Была создана рабочая группа, в которую вошел и я. Она была под «зонтиком» ООН, нас принимал Генеральный секретарь, мы предоставляли различные отчеты, проводили конференции…

— Одна из них проходила в нашем Снежинске. Туда в ядерный центр прилетал и Теллер. Я там с ним тоже встречался и беседовал. Он действительно был страстным пропагандистом защиты Земли от астероидов, но потом идея почему-то угасла.

— Просто наши расчеты показали, что если размер космического тела превысит пять километров, то все живое на Земле будет уничтожено. Такой объект будет обладать колоссальной кинетической энергией, равной миллионам мегатонн. Возникнет большой кратер, огромное количество пыли поднимется вверх и она окутает всю планету. А если объект попадет в океан, то возникнет гигантская волна высотой порядка пяти километров. Это цунами будет медленно затухать, раз за разом огибая земной шар…

— Хорошенькая перспектива! И что делать?

— Ничего тут не поделаешь, хотя объект большой и его можно обнаружить за год-полтора до прилета. Предлагалось послать туда ракету с ядерным зарядом. Однако он должен быть мощностью свыше миллиона мегатонн. Таких зарядов на Земле нет, и создать их практически невозможно. К тому же надо еще сделать здоровенную ракету, способную доставить такой заряд до астероида. И это тоже проблематично. Тем более, что такую ракету с гигантским зарядом надо постоянно держать на космической орбите: представляете этакая дура (извините за выражение!) будет висеть над Землей?!. В общем, идея защиты Земли от астероидов продолжения не имела. Международная команда ученых, которая занималась этой проблемой, пришла к выводу, что тратить огромные средства на такую защиту Земли от небесных тел сегодня просто нецелесообразно.