http://tuofikea.ru/novelty

Введение виз и нелегальная миграция

Введение виз нашло бы полную поддержку в обществе, но власть на это вряд ли пойдет.

Едва ли не главной идеей фикс российской власти в последнее время является, как известно, стремление убрать все визовые препоны с Европой. Кажется, введение безвизового режима с Евросоюзом — это просто дело чести лично для Владимира Владимировича Путина, который персонально за него ратует и уже довольно долго. Да и переговоры на эту интересную тему стартовали не вчера.

Но как-то не рвется Европа распахивать пока свои объятия нам, хотя и проявляет на словах заинтересованность. Одно из препятствий к взаимности, что так волнует Брюссель — страны Средней Азии, никакими визовыми барьерами от нас не отделенные. А это значит, что при отмене визового режима между Россией и Евросоюзом, среднеазиаты автоматически станут частью и европейского пространства тоже. И тогда нелегальная миграция из Таджикистана и Узбекистана станет проблемой не только Москвы, но и Берлина, Парижа, Праги, Лиссабона и прочих благополучных европейских столиц, которым пока и своих нелегалов девать особо некуда.

России на фоне этих страхов пока что остается Европу успокаивать — дескать, ничего подобного не должно случиться, так как на работающих в России таджиков, киргизов и узбеков предназначенные российским гражданам преференции не распространятся по определению, а получение российского гражданства — дело муторное. Собственно об этом в ходе прошедшей на телеканале «Дождь» телепрограммы «Госдеп-3» высказался посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов. Дипломат также поделился с аудиторией информацией, что якобы «по-моему, с 2015-го года» Россия все же введет визовый режим со странами Средней Азии — дескать, таким образом существенное препятствие к безвизовому режиму с Европой отпадет само собой.

Однако буквально считанные часы спустя г-н Азимов все же несколько поправился, указав на то, что некоторое усложнение пограничного режима между Россией и Средней Азией будет иметь место, но речи о введении визового режима с этими странами все же пока не идет. «Речь может идти только об обеспечении эффективного миграционного контроля. В этой связи российская сторона рассматривает возможность осуществления въезда в Россию после 2015 года из стран СНГ не по внутренним, а по заграничным паспортам», — приводит «поправку» Азимова агентство «Интерфакс». Также дипломат отметил, что «в рамках таможенного союза и Единого экономического пространства будут, безусловно, действовать прежние и ныне действующие режимы, максимально упрощенные правила пересечения границы и нахождения на территории стран-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».

Уточнение, согласитесь, скорее похоже на опровержение самого себя, хотя и с определенными возможностями для маневра — такая уж работа дипломата: надо успевать реагировать на каждое дуновения ветра, угадывая магистральные потоки внешней политики. Впрочем, до 2015-го года всяко времени достаточно, чтобы призадуматься и нашим властям — как грамотно обустроить отношения с южными соседями по СНГ, и среднеазиатским — не сигнал ли это от старшего брата?

Перспективу введения визового режима с республиками Средней Азии в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал публицист и философ, руководитель оргкомитета по созданию Национал-демократической партии Константин Крылов:

— Если бы это было действительно сделано, то это была бы действительно разумная мера, которую в России приветствовали бы все граждане, начиная с высокопоставленных чиновников и заканчивая самыми отмороженными оппозиционерами. Потому что на самом деле нет никакого смысла требовать визы от, например, законопослушных шведов или, быть может, менее законопослушных, но не приносящих нам никакого вреда итальянцев. Уж тем более дико было требовать визы от наших же бывших сограждан, которые в 90-е годы бежали от бескормицы на Запад. Кроме того, что отмена виз с Евросоюзом способствовала бы оживлению контактов, эта мера дала бы нам очень хорошие аргументы, чтобы нажимать на Евросоюз в плане отмены виз уже для нас.

При этом отсутствие визового режима со странами Средней Азии на данный момент является ощутимым препятствием к сближению России с Евросоюзом, в то же время это упущение очень сильно упрощает приток в нашу страну нелегальных мигрантов из тех же Таджикистана с Узбекистаном. Нелегальная миграция из стран Средней Азии является уже подлинным бедствием для России, наряду с бедностью и чудовищным некомпетентным управлением. Соответственно если будет введен визовый режим с этими странами, то уверен, что это вызовет в российском обществе очень положительную реакцию.

Вопрос лишь в том, насколько реализация этой меры действительно возможна на практике и при каких условиях. Я опасаюсь, что это будет возможно лишь вместе с какими-то дополнительными мерами, которые по сути дела аннулируют весь положительный эффект. Например, было бы очень неприятно, если бы введение визового режима со Средней Азией прошло бы в одном пакете с введением для них упрощенного порядка получения российского гражданства. А это действительно возможный вариант.

Так что могу лишь напомнить известную фразу Юлиуса Фучика «Люди, будьте бдительны». К вероятности введения визового режима со Средней Азией нужно относиться со сдержанным оптимизмом и, одновременно, с удвоенным вниманием следить за всеми законодательными инициативам вокруг миграционной темы.

В свою очередь, с пониманием отнесся к тревогам Брюсселя и известный политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

— С одной стороны, Россия не хочет пугать Европейский Союз своими открытыми границами с Центральной Азией. Понятно, что Европа опасается, как бы в нее, как в 3-4 веках нашей эры, не хлынуло оттуда новое «великое переселение народов». Думаю, то в данной ситуации Москва выбрала постепенный мягкий отход от безвизового и, соответственно, бесконтрольного перемещения нелегальных мигрантов. С другой стороны, у России есть и внутренние причины для введения соответствующего ограничения. Экономической причиной является то, что мигранты приезжающие на работу в Россию, налоги здесь не платят, а вывозят средства в довольно больших объемах; социальная причина — высокая криминогенность среди нелегалов, обусловленная полностью неправовой основой их пребывания в России.

Наконец, политическая причина в том, что власти Узбекистана и Таджикистана ведут, как они утверждают, суверенную политику, но вот только почему-то она направлена против интересов Российской Федерации. Тут и выход из различного рода интеграционных проектов, и конфликты, которые с определенной периодичностью случаются у российских компаний с властями вышеуказанных стран, причем при полном попустительстве со стороны последних. В этом свете, я полагаю, что такая отчасти жесткая позиция России к властям Таджикистана и Узбекистана тем более оправдана, что в последнее время они фактически совсем перестали считаться с тем, что у них есть великий северный сосед и воспринимают Россию разве что как «дойную корову». Но ведь корова должна быть с рогами?

Понятно, но как это сочетается с курсом России на строительство Евразийского союза?

— Отлично сочетается! Если вышеуказанные республики и без того не планируют быть частью этого союза — тут и взятки с них гладки. А если они подумывают об этом, то эта мера, которая пока еще не принята и представляет собой пока что лишь скорее заявление о намерениях, побудит их более осмотрительно проводить свою пока что объективно антироссийскую политику.