http://tuofikea.ru/novelty

Ливан вернет советскую систему образования

С недавних пор у либеральной общественности появился новый объект для всяческой поддержки, причем, в сфере самой неожиданной – педагогической. Речь идёт об утвержденном министерством образования федеральном перечне учебников.

Так вот: в этот список не попали почти все учебные пособия, составленные по «системе Занкова». Это либеральную общественность и возмутило: как так? почему? не позволим! напишем коллективное письмо… ну, и так далее.

С чего вдруг такое оживление либеральной мысли?

А вот с чего…

В «школьной отрасли» со времен Яна Амоса Каменского существует чёткая «технология» освоения материала. А именно: учитель объяснил в теории – учитель совместно с классом решил несколько примеров для практики – ученики получили домашнее задание – на следующем уроке закрепили – еще через день учитель всех проверил и выставил оценки.

Скучно это всё… но эффективно.

Впервые такую «дидактическую технологию» взяли на вооружение в XIX веке в Пруссии: Бисмарку нужны были не «сумрачные германские гении», а грамотные рабочие и дисциплинированные солдаты. Результат известен: «Битву при Садовой выиграл прусский учитель».

Оправдавший себя подход был взят за образец и в прочих странах Европы, включая Россию.
Однако с «традиционной моделью» образования происходило то же самое, что и с прочей социальной реальностью. Каждая революция норовила сломать этот скучный и «нивелирующий личность ребенка» пережиток для того, чтобы… дальше уж у кого на что фантазии хватало…

Всё это бурление слабо отражалось на общем образовательном уровне советского народа, но когда речь зашла об индустриализации, Сталин заклеймил позором все «педологические извращения в системе Наркомпроса» и вернулся к образцам старой доброй гимназии. И небезуспешно.

Однако время шло, в СССР приключилась новая «социальная революция». Конечно, до такого разгула новаторства, как в 1920-е годы, дело не дошло, но зато появилось множество «авторских программ», учебников и, главное, педагогических систем… Среди них особенно выделялась «система развивающего обучения» по Занкову.

В чём именно состоят плюсы этой системы, человеку неподготовленному понять трудно (да и подготовленному тоже). Зато с минусами родители сталкиваются постоянно. Вот лишь пара характерных откликов (возьмем самую «аполитичную» математику):

— Учебник математики похож на какой-то лабиринт: там раскрась, тут дорисуй, бред какой-то. Думаю, учись по такому Перельман, он, наверно, стал бы художником.

— Хаотичное перепрыгивание с темы на тему. В классе занимались одним – на дом возьми другое. У детей даже с большим потенциалом рождается комплекс неуверенности. Сплошные логические ребусы. В огороде бузина, а в Киеве дядька…

Ничего не скажу про педагогические достижения самого Занкова, но если что-то нашим либералам в его системе понравилось, то это уже повод насторожиться. Опять же, внедрялась «система Занкова» активно и, мягко говоря, не добровольно.

А теперь – внимание! – барабанный бой (это уже из обращения либеральной общественности к министру Ливанову):

«Обратиться к вам вынудила неожиданно сложившаяся критическая ситуация – исключение учебников по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, издаваемых ИД «Фёдоров», из сформированного проекта Федерального перечня учебников… Решение Научно-методического совета по учебникам… не включать в список рекомендованных все учебники системы Л.В.Занкова является неожиданным и трагическим… для всего занковского сообщества… Учителя лишаются возможности использовать качественные учебники и пособия – один из главных педагогических инструментов…»

Всё, приехали.

Во-первых, главная трагедия, оказывается, у издателей (а не у детей, родителей и учителей). Во-вторых, существует, оказывается, какое-то «занковское сообщество», которое намерено «надавить» на министерство образования: не смейте трогать наши качественные учебники!..
Интересно, отступит ли министр Ливанов перед натиском или ему можно будет хоть за что-то спасибо сказать.