http://tuofikea.ru/novelty

Узбекистан: роман повествует об ужасах в тюремных застенках

Вышедшее недавно в свет основанное на реальных событиях литературное повествование о жизни в узбекской тюрьме призвано изменить характер взаимодействия Запада с Узбекистаном. Книга навевает воспоминания о классическом рассказе Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» – произведении, помогшем запустить процесс, увенчавшийся принятием Хельсинкского соглашения 1975 года.

Новый 242-страничный роман под названием «В зоне UZ: Книга первая. Для тех, кто свободу любит» рассказывает о заключенном по имени Серж Иваков, отбывающем срок в местах лишения свободы и терпящем издевательства. На взгляд автора Евгения Дьяконова, роман является обвинением авторитарной политической системе Узбекистана под управлением президента Ислама Каримова.

«Я надеюсь, что публикация этой книги откроет глаза Европейскому Союзу и Соединенным Штатам на того, кто на самом деле управляет Узбекистаном. Это Сталин и Гитлер в одном лице, – поведал Евгений Дьяконов EurasiaNet.org в интервью по электронной почте. – Эта книга открывает новую страницу в области прав человека, другими словами, [она рассказывает нам] о преступлениях против человечности в Узбекистане – политических репрессиях в отношении «нежелательных лиц», цензуре, пытках и расправах, возвращающих к жизни систему исправительных лагерей».

Как и рассказ Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», сюжет книги Евгения Дьяконова основан на пережитом самим автором. Проживающий сегодня в изгнании в Норвегии, Дьяконов в конце 1990-ых годов больше года провел в заключении по подложному, по утверждению писателя, обвинению.

«Когда меня арестовали, я сразу осознал, что творится полное беззаконие. Я не был уверен, что вынесу тюремный срок, и начал записывать все, начиная с первого дня в заключении. Так и родилась эта книга», – говорит автор.

Проблемы Евгения Дьяконова, ветерана афганской войны, были связаны в первую очередь с индивидуальной предпринимательской деятельностью. Получив диплом после завершения Ташкентского государственного университета, он решил воспользоваться возможностями, открывавшимся после распада СССР в 1991 году, и заняться бизнесом. В итоге он открыл в Ташкенте собственный рок-клуб. Успех предприятия быстро привел к его краху: популярность клуба привлекла внимание представителей «Камолота» – общественного молодежного движения, являвшегося, по сути, преемником Комсомола в Узбекистане. Чтобы устранить с пути конкурента, было состряпано уголовное обвинение, утверждает Евгений Дьяконов.

«Официально я был привлечен к ответственности по целому ряду статей, от хранения наркотиков, оружия и антиправительственных листовок до попытки свержения конституционного строя. Конечно, все это было сфабриковано, – рассказывает писатель. – Мое «преступление» состояло в том, что я перешел дорогу… кое-кому из проправительственного «Камолота»».

Евгений Дьяконов был арестован 1 марта 1997 года и вскоре был приговорен к 22 годам лишения свободы. Не веря в справедливость судебной системы, он даже не думал обжаловать приговор и в итоге «купил» свою правоту, потому что купить ее было «проще», чем доказать. «Я продал все, что у меня было, и дал взятку, чтобы выйти из тюрьмы через психиатрическую больницу – другими словами, меня объявили душевнобольным, – рассказывает Дьяконов. – Я отдал им сумму, которую они запросили, … и купил себе свободу за 30 тысяч долларов – по расценкам 1998 года».

Обретя вновь свободу, Евгений Дьяконов проживал на территории Узбекистана вплоть до 2003 года, а потом перебрался в Норвегию. По его словам, произвол является отличительной чертой каримовского режима, призванной внушить страх населению.

«Если бы власти отказались от репрессий и пыток, то утратили бы свою власть над народом, – говорит он. – Они вынуждены держать людей в постоянном страхе».

Согласно официальным данным Узбекистана, в 58 исправительных учреждениях страны содержится 46200 человек. По утверждению властей, заполненность тюрем составляет 80 процентов.

Это утверждение противоречит докладу Госдепартамента США, в котором говорится, что переполненность тюрем в Узбекистане – общераспространенное явление, а условия содержания в некоторых из них являются суровыми и угрожающими для жизни. В отчете также поднимается вопрос о применении пыток в местах лишения свободы Узбекистана.

Бывший узбекский заключенный Хазраткул Худойберди, проживающий сегодня в Швеции, назвал тюремную систему Узбекистана «одной из самых антигуманных в мире».

«Сегодня тюрьмы Узбекистана переполнены, в них томятся десятки тысяч совершенно невиновных людей, большая часть из которых – простые мусульманские верующие. Другой большой группой осужденных являются представители оппозиции, правозащитники, их родственники и сочувствующие. Третья группа осужденных без вины – это журналисты, писатели, артисты, осмелившиеся критиковать незаконные действия властей», – сказал Хазраткул Худойберди Eurasianet.org.

Что до Евгения Дьяконова, то он избегает всяких сравнений с Солженицыным, даже если к написанию своих произведений о пребывании в местах заключения их обоих подтолкнули схожие мотивы. «Я написал эту книгу, потому что полагал, что мир должен узнать об этом, и этому кошмару должен быть положен конец, – говорит автор. – Я не хотел подражать великому писателю, я хотел, чтобы Европа и Соединенные Штаты обратили внимание на эту книгу».