http://tuofikea.ru/novelty

«Цель убийц — внести рознь в ряды мусульман»

Дагестанский имам Закарьяев мог быть убит из-за своей религиозной деятельности.

Имам сельской мечети Цунтинского района Дагестана Магомед Закарьяев был расстрелян неизвестными в съемном жилье, сообщают правоохранительные органы Дагестана. Убийство произошло ночью, скорее всего, убийцы пришли под видом прихожан, предполагает следствие.
32-летний Магомед Закарьяев преподавал в местном медресе в селе Нечаевка Кизилюртовского района. «Около полуночи двое вооруженных неизвестных проникли в дом, который снимал имам сельской мечети Цунтинского района, и произвели в него несколько выстрелов. От полученных ранений Магомед Закарьяев скончался», – говорится в официальном сообщении ведомства. Убийцы скрылись, но у следствия уже есть первые версии убийства — его деятельность по противодействию ваххабизму. Дело возбуждено по нескольким статьям УК: ст. 105 УК РФ («убийство») и ст. 222 УК РФ («незаконное хранение оружия»).

Имамов убивают провокаторы, для которых нет ничего святого»

«Убить в святой день – значит расписаться в собственном отсутствии каких-либо религиозных принципов!» – считает Ахмед Кадиев, также имам одной из дагестанских мечетей. Убийство Закарьяева пришлось в ночь с четверга на пятницу. У мусульман этот отрезок времени называется «ночью джума», которую следует проводить в молитве. «Это же не в первый раз так. Я хорошо знал Зайнудина Дайзиева, которого убили так же, в ночь с четверга на пятницу. Прошло уже два с половиной года, а убийцы не наказаны. Может быть, их покарал Всевышний, но мы ждали кары правосудия», – говорит Кадиев.

Профессия духовника становится все более опасной, считает он и уверен, что те, кто совершает убийства религиозных деятелей, прикрываясь какой-то идеологией, должны караться смертной казнью. «Сегодня преступники лишены веры, лишены страха перед Всевышним, поэтому имамы, духовные наставники становятся их мишенью. Цель убийц – вселить страх в людей, внести рознь в ряды мусульман», – говорит священнослужитель.

Убийство имама уже вызывает волнения в «притихшем» с начала этого года Дагестане. Многие опасаются, что это происшествие может стать вестником новой волны террористической активности. Магомед-бек Салмаханов, общественный деятель, предполагает, что убийство было совершено подпольем именно с целью напомнить о себе: «Как Украина началась, о нас немножко подзабыли все. Много постов патрульных – это понятно, еще после Олимпиады меры безопасности продолжают соблюдать. Видимо, совсем у ребят там в лесу дела плохи, раз после нескольких спецопераций на имама руки поднялись. Им заваруха нужна, шуму навести, а кого убивать — разницы нет. Звери – они и есть звери, недаром их “лесными” называют».

Месть или провокация?

Тем не менее некоторые эксперты не склонны связывать убийства имамов сельских мечетей с их проповеднической деятельностью. Конфликтолог Батыр Аскеров считает, что в подобных случаях вполне может иметь место обычная «бытовуха» и выдвигает свою версию убийства.

«Не надо забывать, что сегодня на Северном Кавказе регионы с террористической активностью – это еще и регионы со смещенными понятиями ценностных категорий. В принципе, это имам достаточно отдаленного района, преподаватель медресе тоже не самого оживленного и крупного села для Дагестана. На каких-то крупных площадках Закарьяева не наблюдали, – говорит эксперт. – Понимаю, что, возможно, это сейчас звучит несколько некорректно, но он не то же, что харизматичные Ильясов или Садыков (прим. корр.: Максуд Садыков – ректор института теологии, убит 7 июня 2011 года), например.

Я считаю, что в данном конкретном случае вполне могло быть убийство на абсолютно бытовой почве: отказал кому-то в заключении брака либо не по справедливости, по версии убийцы, распределил наследство. Ошибочно думать, что функция имама – прочитка проповедей или наставлений и служение исключительно духовному просвещению, что немаловажно. Но они очень плотно задействованы и в повседневном быте, в том числе большое количество споров, решаемых внутри семей, часто решается с привлечением имамов сельских мечетей».

Самым громким убийством религиозного деятеля стало убийство дагестанского имама Ильяс-хаджи Ильясова в августе прошлого года. Из-за своего авторитета среди простых жителей и мусульман разных национальностей Дагестана его часто называли «народным шейхом». Его убийство по сей день остается нераскрытым.

В ноябре прошлого года также был расстрелян имам одной из мечетей Левашинского района, а в октябре был убит имам мечети селения Учкент Кумторкалинского района Исмаил Гаджиев.

Все эти убийства объединяет не только то, что они по сей день остаются нераскрытыми, но и одинаковый сценарий исполнения. Некие люди, обычно 2-3 человека, в вечернее время приходят в дом того или иного имама, вызывают его на улицу для беседы, консультации или под любым иным предлогом и расстреливают из автоматов или пистолетов. Уголовные дела тоже возбуждаются как под копирку: по двум статьям УК РФ: 105 (убийство) и 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия).