http://tuofikea.ru/novelty

Германия: меняю опыт на диплом

За последние пять лет в Федеративной Республике стало вдвое больше студентов, не имеющих аттестата зрелости.

Центр исследования развития высшего образования (Centrum für Hochschulentwicklung, CHE) — созданная два десятилетия назад в Гютерсло организация, призванная следить за тенденциями развития и рекомендовать пути, которыми следует двигаться отечественной высшей школе — свидетельствует о стопроцентном приросте в рядах немецкого студенчества людей без классического аттестата зрелости. В абсолютных цифрах доля лиц, которые смогли попасть в немецкие институты и университеты, минуя старшие классы школ, среди студентов Федеративной Республики весьма невелика. Сегодня в вузах страны учится 12 400 человек, не имеющих аттестата зрелости, что составило только 2,5 процента от почти пятисот тысяч новобранцев, которые начали получать высшее образование в 2013 году. Однако в 2009 году во всей Германии было только 6300 студентов «без абитура» (1,5%), в 2011-м — уже 11 900 (около 2,3%).

В 2009 году министрами образования федеральных земель ФРГ было принято решение открыть доступ в институты и университеты страны людям, имеющим законченное профессиональное образование (квалификацию мастера или соответствующую ей) и опыт работы по специальности.

Эксперты центра Синди Дуонг (Sindy Duong) и Витус Пютман (Vitus Püttmann) проанализировали масштабы влечения молодых профессионалов к вновь открывшимся возможностям дальнейшего обучения в работе «Высшее образование без аттестата: развитие или застой?». По сравнению с другими высокоразвитыми европейскими государствами, интерес людей с профессией к высшей школе в Германии действительно невелик, признают авторы исследования. К примеру, в Швеции на сегодняшний день каждый третий студент не имеет классического аттестата зрелости, заработав право поступить в вуз своей профессиональной квалификацией.

В том, что касается выбора направления учёбы, почти каждый второй из студентов без аттестата избрал право или социально-экономические науки. Примерно четверть решили изучать математику, инженерные и естественнонаучные дисциплины или выбрали какое-то иное техническое направление. 6600 поступивших в немецкие вузы молодых профессионалов предпочли поступление в институты, 5800 — в университеты.

Гамбург и Северный Рейн-Вестфалия, в чьих вузах учатся по 4,5% молодых людей с высокой профессиональной квалификацией, лидируют по количеству студентов первого семестра без аттестата. В Берлине, ставшем третьим в составленном специалистами СНЕ списке, недоучившихся в гимназиях, но попавших в институт или университет, 3,8%. В текущем году намерена облегчить доступ в свои вузы людям без свидетельства об окончании гимназии или иной средней школы соответствующего уровня земля Бранденбург: тогда среди 16 членов федерации не останется ни одного, где нельзя было бы учиться в высшей школе без «абитура». Чуть ранее пошла навстречу молодым профессионалам земля Баден-Вюртемберг, где был введён специальный бакалавриат, «подтягивающий» лиц без аттестата к дальнейшему получению высшего образования.

Для успешной интеграции лиц с профобразованием в студенческую жизнь необходимы более гибкие и разнообразные формы последней. «Студентам без аттестата часто нужна возможность учиться без отрыва от работы, — уверен руководитель Центра исследования развития высшего образования Франк Цигеле (Frank Ziegele). — Учёба на факультетах с необходимостью частого присутствия на занятиях и незначительными возможностями совмещать профессиональную деятельность с получением дальнейшего образования представляет для таких людей особую сложность».

Вероятно, текущее расписание занятий во множестве институтов и университетов становится непреодолимой преградой к вузовскому диплому для многих молодых специалистов, подумывающих о повышении квалификации. Тем выше среди них популярность заочного обучения — в частности, предоставляющего такую возможность Заочного университета в Хагене (Fernuniversität Hagen). Руководство последнего, впрочем, недавно заявило о намерении ограничить к ближайшему летнему семестру число учащихся как минимум на десять процентов: сегодня университет обучает 88 000 заочников и попросту не справляется с их наплывом.