http://tuofikea.ru/novelty

Степан Сулакшин: Баба-ЕГЭ не сдается!

Министр Ливанов выступил с очередными инициативами по изменениям в единый государственный экзамен. На этот раз одно из самых «креативных» министерств собирается со следующего учебного года отказаться от первой (часть А) тестовой части единого экзамена, заменив ее «устной частью ЕГЭ». «Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам», — прокомментировал журналистам новую инициативу министр.

Это, напомним, не единственные новости касательно злосчастного и порождающего столько споров госэкзамена. К 1-му марта сего года, по поручению Президента Владимира Путина, кабинет министров должен был подготовить комплекс предложений по возвращению письменных сочинений по литературе. В самом начале марта ответственный за выполнение президентского поручения премьер-министр Дмитрий Медведев обратился к педагогам. Пригрозив, среди прочего, наказывать за махинации с ЕГЭ, подчеркнув, в частности, что «у нас абсолютное большинство педагогов – прекрасные и бескорыстные люди, – но, тем не менее, если со стороны кого-то будут обнаружены манипуляции, нужно сделать так, чтобы они ответили и по административному, и по уголовному законодательству».

Но и это еще не все. Не ранее, чем месяц назад профильное министерство предложило внести изменения в набор вступительных экзаменов. Теперь у вузов сохраняется и обязательный экзамен по русскому, и «профильный» ЕГЭ. «А вот в ту часть, где вуз может выбрать одно из испытаний, мы добавили еще один-два предмета. Чтобы вузы сами могли выбрать из более широкого перечня нужный им предмет», – разъяснили суть предложений в департаменте госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки.

Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии С.С. Сулакшин

«Баба-ЕГЭ» не сдается. Накопился целый ряд министерских инициатив в части системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), который был внедрен несколько лет назад на стыке системы окончания средней школы и поступления в ВУЗ. Инициативы подтверждают несовершенство системы (чисто формально, поскольку министерство начинает менять правила). Во-первых, естественно что, все отреагировали на слова Президента о том, что необходимо вернуться к системе письменного сочинения. Во-вторых, меняется перечень экзаменов и это резко дезориентирует школьников, будущих абитуриентов – им приходится на ходу менять свою стратегию подготовки в ВУЗ продолжительностью не один год. ВУЗам дается право сохранить обязательный экзамен по русскому языку и совмещать его с профильным ЕГЭ, но все время возникают вопросы: «зачем надо было отменять письменное сочинение?», «почему надо было отменять обязательный экзамен по русскому языку?», а потом к ним возвращаться. Собственно, этот вопрос касается принципиальной негодности самой авантюрной затеи с ЕГЭ. Прошло уже несколько лет и общенациональный эффект от внедрения ЕГЭ надежно установлен. Во-первых, химера затеи о том, что ЕГЭ позволит уменьшить уровень коррупции стала очевидной. Коррумпированность выросла и при этом переползла из ВУЗа еще в среднюю школу. Она обрела столь профессиональный облик, что школьники ездят сдавать ЕГЭ в специфические регионы страны, — дело поставлено на широкую ногу. Во-вторых, химера затеи ЕГЭ, якобы придуманного с целью выравнивания условий для школьников всех регионов страны с точки зрения поступления в престижные столичные ВУЗы, стала также очевидной.

По крайней мере, в московских ВУЗах повсеместно констатируется, что уровень абитуриентов резко снизился, а, следовательно, снизилось качество студентов, как производная от этих обстоятельств.

Премьер Медведев, в очередной раз наставляя исполнителей новых затей с ЕГЭ, называет главным «чтобы реальный результат этого самого нашего единого госэкзамена отражал реальный уровень знаний». Это довольно непрофессиональное представление о главном. Главное в том, что экзаменационная система, так же как и система подготовки учеников, должна готовить человека знающего. Проблема не в том, чтобы оценить его знания, проблема в том, чтобы эти знания были современными, полными, релевантными к будущей профессии человека, и связь между типом экзаменования и порядком, стилистикой образования на подходе к этим экзаменам совершенно жесткая. ЕГЭ не случайно называют причиной «дебилизации» молодого поколения. Сама система подготовки на подходе к ЕГЭ резко меняет педагогическую и специализированную работу с учениками.

Упрощенно, — их натаскивают как обезьянок на так называемую «угадайку», и хотя планируется убирать эту тестовую составляющую в будущем – это вновь только подтверждает, что затея с ЕГЭ была неудачная и контрпродуктивная.

Вывод, который высокопоставленный руководитель, озабоченный не вопросами престижа и сохранности своих предыдущих идей (вроде смены часовых поясов, зимнего и летнего времени, обсуждаемого ЕГЭ), а качеством национальных систем, включая образование, должен бы сделать не может не быть решительным и однозначным – афера ЕГЭ должна уйти в прошлое. Русская педагогика, система преподавания и экзаменования была и остается качественной, идентичной и в прошлом эффективной. Попытка, искалечив эту систему, бороться с коррупцией и неравномерностью регионов – полностью провалилась. Эти проблемы остаются нерешенными и с ними надо бороться специфическими, эффективными и совершенно иными методами, а нормальный экзаменационный порядок пора восстановить.