http://tuofikea.ru/novelty

Уйдет ли грузинская церковь в оппозицию к Саакашвили?

Поправки, уравнивающие все религиозные конфессии страны, вызвали недовольство Илии II

Принятие по инициативе президента Грузии Михаила Саакашвили ряда поправок к гражданскому кодексу, уравнивающие все религиозные конфессии страны в возможности получить юридический статус «субъект публичного права» серьезно возмутили Грузинскую православную церковь. И особенно ее главу, патриарха–католикоса Илию II, у которого и так были не самые лучшие отношения с правящим грузинским режимом.

Формальная логика на стороне Саакашвили и его партии «Единое национальное движение» (ЕНД), депутаты от которой, составляющие правящее большинство, единогласно проголосовали за упомянутые поправки. Казалось бы — все верно, новые
поправки всего только предоставляют всем конфессиям такие права, как регистрация в качестве субъекта публичного права, что дает им возможность открывать счета в банке, иметь собственность, строить культовые сооружения, вести международную деятельность.

Ну и конечно, теперь все религиозные конфессии страны (а она все же и многонациональная и многоконфессиональная) получают равные перед законом права, в том числе и в такой, весьма чувствительной (хоть и сугубо мирской сфере) как права собственности. Правда, просаакашвиливские депутаты ухитрились сделать принятый закон, против которого и так выступала ГрПЦ, еще более для нее обидным.

Если в проекте, представленном к первому чтению, предполагалось, что юридический статус будут иметь только иудейская, католическая, мусульманская и армянская церкви, то утвержденный вариант разрешает регистрировать в качестве субъектов публичного права любые религиозные организации, имеющие официальный статус хотя бы в одной стране—члене Совета Европы.

Депутаты от ЕНД не скрывают, что действовали вопреки воле главы ГПЦ из принципиальных соображений. «Давайте корректно и деликатно назовем позицию патриархии недоразумением,— заявляет один из лидеров ЕНД, депутат Давид Дарчиашвили.— Мы приняли это решение, поскольку строим светское, демократическое государство».

С точки зрения выпускника Колумбийского университета (а также университетов Страсбурга, Гааги, Осло, всех, в общем, и не упомнить) Михаила Саакашвили, его заокеанских кураторов и местных сподвижников, именно так в демократическом обществе и должен решаться вопрос взаимоотношений государства и всех церковных общин. Однако в грузинском национальном самосознании, пусть и изрядно мифологизированном, но от того не становящимся менее действенным политическим фактором, Грузинская православная церковь всегда стояла на особом месте.

Православие, принятое еще в IV веке (как вполголоса шутят некоторые остряки, «еще до рождества Христова»), с тех пор являлось стержнем и опорой даже не единой грузинской государственности (ее-то Грузия теряла неоднократно), но самого духовного единства и самосознания грузинского народа.

Понятно, что оказаться теперь в ряду «всяких прочих», вроде свидетелей Иеговы или баптистов, Грузинской православной церкви очень обидно. Не случайно уже после принятия законопроекта в первом чтении 1 июля патриарх ИлияII выступил с жестким заявлением, в котором назвал «необходимым приостановку в парламенте процедуры принятия закона во втором и третьем чтениях». От имени Православной церкви он заявил, что также « по данному вопросу необходимо провести публичные дебаты, хотя бы в телевизионном эфире, чтобы сформировать единое общественное мнение в консенсусе с Православной церковью, так как большинство населения страны являются православными христианами», — говорится в заявлении Католикоса-Патриарха, текст которого приводит Интерфакс.

В заявлении патриарха подчеркивалось, что данный вопрос «является важнейшим, определяющим основные принципы устройства государства». Справедливости ради, отметим, что патриарх Илия II также заявил, что Грузинская православная церковь никогда не выступала против и всегда поддерживала идею предоставления статуса другим религиям, действующим в Грузии. Но все отлично знают, что еще в 2001 году тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе подписал с Илией II предусматривающий предоставление Грузинской православной церкви особых прав и полномочий, резко выделяющих ее из ряда прочих конфессий, и на этот документ сейчас Илия IIи пытается опираться.

После утверждения поправок патриархия выступила с беспрецедентно жестким заявлением, охарактеризовав решение законодательного органа как «наносящее ущерб национальным интересам Грузии и Грузинской православной церкви». С учетом авторитета ГПЦ и лично патриарха Илии II вся антисаакашвилевская оппозиция выступила в поддержку позиции Православной церкви. Впрочем, такую оплошность правящей партии ЕПД действительно было грех не использовать – поэтому представленная в парламенте оппозиция демонстративно бойкотировала голосования, а не представленная – выпускала протестные обращения и собирала под ними подписи.

Между тем ныне принятый закон не только напрямую ограничивает лидирующее положение Грузинской Православной церкви в духовном аспекте, но и в материальном плане фактически играет против нее, в давнем ее конфликте с Армянской апостольской церковью. Теперь Армянская церковь получает дополнительные козыри для возвращения ей как минимум шести расположенных в Грузии храмов, которых она считает своими – один в Тбилиси, и пять в населенном армянами районе на юге Грузии Джавахети (Джавахк по-армянски). В этих храмах армянское богослужение прекратилось еще несколько десятилетий назад, в советские времена, когда Грузинская СССР была «любимой дочкой» Москвы, а первый секретарь ее Компартии обычно входил в Политбюро.

Армянское духовенство давно уже требует вернуть ему храмы — а грузинское утверждает, что они были построены в древности грузинами, и претензии армян неуместны. Недавний (первый за несколько поколений) и очень важный для грузинской дипломатии визит в Грузию католикоса всех армян Гарегина II, несмотря на все проявленное внешне Илией II гостеприимство, был, однако, испорчен все тем же храмовым вопросом. Илия II в ответ на вежливую просьбу Гарегина II передать Армянской апостольской церкви прилюдно заявил, что это произойдет «только после того, как грузинская епархия в Армении получит тот же статус и ей будут переданы несколько церквей на севере Армении». Несмотря на ласковый тон грузинского патриарха, суть его заявления звучала как жесткий афронт гостю. Как известно, грузин в Армении практически нет – между тем армян в Тбилиси, и в Джавахети, несколько сотен тысяч.

Теперь же и представители оппозиции, и некоторые церковнослужители чуть ли не в открытую обвиняют Саакашвили и его ЕНД, в том, что он играет «на руку армянам».

Это, конечно, звучит очень не демократично, и мягко говоря, отдает зоологическим национализмом (в котором обычно преуспевал сам Саакашвили), но что ж поделать – таковы реалии грузинской политики. Так, по инициативе Движения гражданского сопротивления во дворе храма Кашвети в центре Тбилиси 6 июля прошла акция против данного законопроекта. В протестном выступлении Движения гражданского сопротивления приняли участие несколько сотен человек, в том числе, ряд политический партий, неправительственных и общественных организаций.

Один из лидеров движения Сосо Манджавидзе ознакомил собравшихся с текстом обращения, в котором содержится призыв к президенту Грузии Михаилу Саакашвили наложить вето на приятый парламентом законопроект до 15 июля. Также участники акции требуют официально присвоить Грузинской православной церкви статус государственной религии, для чего провести сбор подписей и начать подготовку к референдуму по этому вопросу. По словам Манджавидзе, если президент страны до 15 июля не выполнит требование об использовании права вето, Движения гражданского сопротивления призывает общественность собраться на акцию протеста у памятника Руставели в центре Тбилиси в воскресенье, 17 июля, в 15.00.

Организаторы акции также сообщили, что до истечения этого срока активисты движения будут информировать население во всех регионах о принятых парламентом поправках по вопросу статуса религиозных течений в Грузии. «Можно сказать, это будет настоящий информационный штурм, и мы уверены, что грузинский народ скажет свое веское слово», – отметил Сосо Манджавидзе.

Грузинская партия «Новые правые» по данному вопросу также выступила с заявлением, потребовав от президента «использовать данные законом права и вернуть вопрос о статусе религиозных организаций на рассмотрение». Как говорится в заявлении партии, «по данному вопросу должен быть обеспечен широкий общественный диалог и решение должно быть принято с учетом международной практики. «Создание такого конфронтационного фона со стороны властей Грузии по отношению ГПЦ, мягко говоря, не способствует созданию атмосферы гражданского согласия в стране. Эта необоснованная поспешность не то что не решит существующих проблем, а наоборот, может нанести неисправимый урон такой чувствительной и важнейшей сфере, как мирное сосуществование людей разных вероисповеданий и ненапряженные и взаимовыгодные отношения между конфессиями», – говорится в заявлении.

Лидер партии «Свободных демократов» Иракли Аласания также призвал президента Грузии Михаила Саакашвили, воспользоваться своим правом и наложить вето на принятый парламентом закон. Аласания считает, что до присвоения религиозным объединениям, статуса юридического лица публичного права, должны были пройти публичные и многосторонние дискуссии. «Призываю Михаила Саакашвили, использовать право вето и не подписывать поспешно принятый парламентом закон, чтобы началась многосторонняя публичная дискуссия по этому вопросу», – заявил Аласания.

Политическое объединение «Мы сами» призывает общественность к проведению публичного диалога по поводу принятых парламентом Грузии поправок в Гражданский кодекс. «Каждый человек, будь то представитель власти, или член какой-либо политической группы или рядовой гражданин, должен осознать, что православие является историческим наследством нашей страны. У православной церкви кроме большого вклада в объединение грузинского народа и оздоровлении духовной жизни бесспорно имеется преимущественная роль с точки зрения участия в деле государственного развития», – говорится в заявлении.

ООД «Во имя Грузии» расценивает решение парламента Грузии о присвоении религиозным объединениям статуса юридического лица публичного права, принятое без согласования с Патриархией Грузии как «неуважение властных структур к мнению Католикоса-Патриарха всея Грузии и к Грузинской Православной церкви». «Мы считаем, что рассмотрение и решение данного вопроса за спиной Патриархии недопустимо», – говорится в заявлении ООД «Во имя Грузии».

Почти сразу после принятия этого закона глава европейской епархии Грузинской Православной церкви владыка Зенон заявил в эфире оппозиционного телеканала «Маэстро»: «Произошедшее — это большая победа Гарегина II и большое поражение Грузии, которая вскоре потеряет и церковь, и государство». «Армянская церковь совершенно безосновательно, искажая исторические факты, распространяет через СМИ утверждения, что якобы до 600 церквей в Грузии являются армянскими, а после утверждения парламентом закона, против которого выступает грузинская церковь, претензии армянской стороны могут быть юридически подкреплены», — предупредил отец Зенон.

Режиссер Роберт Стуруа и поэт Резо Амашукели попросту обвинили Михаила Саакашвили в лоббировании интересов Армении. «Неудивительно, что Саакашвили к Грузии равнодушен. Ведь он армянин, а не грузин»,— объявил Роберт Стуруа. (Слухи об армянских корнях Саакашвили ходят по Тбилиси еще с 1990-х гг. – Прим. КМ.RU).

А по мнению господина Амашукели, окончательное решение «всадить нож в спину матери-церкви» президент принял после беседы с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном, который посетил Тбилиси после Гарегина II. «Они сладко побеседовали и обо всем договорились, ведь оба они армяне! Что им Грузия и ее церковь?!» — восклицает грузинский поэт.

Сторонники Саакашвили, похоже, тоже начинают чувствовать, что в своем стремлении установить евро-американскую толерантность в Грузии они слегка перестарались. Как заявил один из инициаторов принятия закона, председатель парламентского комитета по связям с народами Кавказа Нугзар Циклаури, «принятый закон отвечает всем стандартам цивилизованных стран, так как предоставляет религиозным объединениям юридический статус».

В то же время, подчеркнул Циклаури, «Грузинская православная церковь имеет особый статус, который выше статуса других религиозных конфессий в Грузии. Что же касается принятия закона, то решение было продиктовано и идеей единства страны».