http://tuofikea.ru/novelty

История восстановления войскового собора кубанского казачества

Чем войсковой собор отличается от обычного и как сегодня воцерковляются кубанские казаки. А также о том, чем знаменита икона Казанской Божьей Матери – главная святыня собора. Об этом и многом другом рассказал КАВПОЛИТУ настоятель войскового собора святого благоверного князя Александра Невского отец Анатолий (Петров).

Музей атеизма

Название собора, прежде всего, связано с историей Кубани. Известно, что в конце 18 века на Кубань пришли запорожские казаки. И эти земли им были дарованы императрицей Екатериной Великой за преданную службу, о чем свидетельствует памятник неподалеку, который посвящен не столько императрице, сколько этому событию.

«Кубанские казачки, присягнув на верность императрице, взяли на себя обязательство по охране южных границ империи. Долгая и успешная служба побудила казаков построить и храм. Первая версия собора была деревянной. Располагалась ближе к Кубани – в самом центре крепости. Но храм простоял не более полувека. И из-за ветхости стал разрушаться. И в 1853 году казаки приняли решение построить храм каменный. Собор, который бы олицетворял блестящее участие кубанских казаков в различных военных кампаниях. И был построен на средства Кубанского казачьего войска», – рассказывает отец Анатолий.

Как свидетельствует летопись храма, архитекторами были два брата — кубанские казаки Иван и Елисей Черники, обучавшиеся своему делу в Санкт-Петербургской Академии художеств. Но возвести храм быстро не удалось. Помешала Крымская война. С её началом Кубанское войско отложило строительство своего войскового храма до лучших времён. Затем один из подрядчиков строительства купец Хаськин покинул не только Екатеринодар, но и Россию; другой подрядчик — ейский купец Павлов, скончался, также не завершив начатого. Собор был возведен через 19 лет – в 1872 году.

Строительство обошлось тогда кубанской казне свыше 200 тысяч царских рублей. Но великолепие нового храма оправдывало все ожидания и чаяния строителей. Украшали белокаменный собор византийско-русского стиля 5 зелёных куполов с золотыми крестами, 4 колокольни, иконостас из фарфора и лепнина с позолотой. В храме было освящено два придела: первый – в честь святого. благоверного князя Александра Невского – защитника веры православной и покровителя воинства российского со времён Петра Первого; и второй – в честь архистратига Михаила – покровителя воинства небесного и святого главнокомандующего Кубанского казачьего войска великого князя Михаила Романова. Он несколько раз бывал в этом храме. При соборе действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.

Храм действовал до 1929 года. Затем его закрыли по распоряжению новой советской администрации города. С собора были сняты купола. В церковном здании открыли музей атеизма имени Сталина. А затем и вовсе снесли. В 1932 году храм был стерт с лица земли. А на месте Александро-Невского собора был разбит сквер, это как раз напротив кубанского Белого дома. Сейчас скверик носит название им. Маршала Г.К Жукова. А на его территории расположен храм-часовня св. Александра Невского в память о прежнем соборе.

Казаки и неофиты

Процесс возрождение казачества активно запустился в начале 1990-х гг. прошлого столетия.

– Лицом кубанского казачьего войска и главным местом для собраний во все времена считался православный храм, – говорит отец Анатолий. – У казаков не было, как сегодня, штабов, административных зданий с кабинетами атамана. В храме хранились регалии казачьего войска: атаманская булава, царские грамоты, войсковые знамёна, старинные церковные книги. Таким образом, все храмы, в которых собирались казаки, и назывались войсковыми. Собор для казаков был священным и охраняемым местом. Все главные события города, Кубанского казачьего войска, были связаны с этой святыней.

Собор был воссоздан по рисункам лишь в 2006 году, на перекрестке улиц Красная и Постовая, неподалеку от здания кубанского парламента, краевого суда, Пушкинской площади. Он, конечно, немножко меньше по габаритам, нежели тот, первый исторический собор, и стоит на другом месте, нежели разрушенный в 1932 году. Почему выбрали это место, я, честно говоря, не знаю. Не был непосредственным участником тех событий. Вероятно, все же руководствовались тем, что недалеко от нынешнего храма, был первый войсковой собор.

– Хранятся ли сейчас регалии казачьего войска в соборе?

– 5 сентября 2010 года в день памяти Донской иконы Божьей Матери (покровительницы всех казачьих войск) Патриарх Кирилл осветил хоругви – церковные знамена с изображениями святого покровителя или Господа для каждого казачьего войска. С патриархом молились все атаманы. Вот эта хоругвь сейчас и хранится в войсковом соборе. Исторические регалии, которые после 1917 года были увезены В США, а потом возвращены, сейчас хранятся в музее им. ГУК КК Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д.Фелицына.

Сейчас казачество не так привязано к храму. По благословению правящего архиерея, в течение 19 лет протопресвитером (войсковым священником) Кубанского казачьего Войска является отец Сергий Овчинников, настоятель Свято-Ильинского храма, – поясняет священник.

– Все же казаки имеют какие-то преференции в войсковом соборе?

– Все богослужения совершаются по уставу церкви, а не Кубанского казачьего войска, которое является гражданским образованием, военным институтом. Нужно понимать, что когда речь идет о единении церкви и казачества, то оно возможно с учетом правил и церкви, и войска. И они не могут вступать в противоречия. Казаки приходят в церковь как обычные миряне, каковыми они себя мыслят и на самом деле являются. Единственное, в чем мы взаимодействуем с войском, – совершаем молебны в память о памятных казачьих датах. Но так же может поступить любой человек. В дни таких молебнов в собор все желающие не помещаются. И все казаки выстраиваются на Соборной площади, перед храмом.

– Какие проблемы сейчас волнуют ваших прихожан?

Большинство людей, которые сейчас приходят в церковь и интересуются церковным образом жизни, это так называемые неофиты. Иными словами, язычники, которые уверовали во Христа. Они новенькие, и их нужно всему учить. В основном, конечно, это молодые, которые знают о православии по слухам.

Есть несколько путей, для того чтобы получить хотя бы минимальное религиозное образование. Первый – это самому представить картину мира и вписать в нее себя. Второй – почерпнуть знания из достоверного и ответственного источника, в чем заключается суть веры православной, какой смысл вкладывается в тот или иной обряд. Первых больше, намного удобнее придумать удобного себе Бога и молится ему, чем жертвовать чем-то ради знаний. Вторых, к сожалению, меньшинство, – сокрушается отец Анатолий.

Главная святыня

Особо чтимой святыней войскового собора Александра Невского является обновленная икона Божией Матери, именуемая Казанской.

«Я опять же не был свидетелем, – уточняет отец Анатолий. – Эту историю мне поведали предшественники. Эта икона была семейной святыней и почиталась в семье протоиерея Олега Малахова. После смерти супруга матушка принесла образ Богородицы в только что воссозданный войсковой собор и пожертвовала его Приходу на помин души своего батюшки. К этому времени икона совсем потемнела от времени, и лик Пречистой Богородицы едва просматривался. Ее поставили в один ряд на внутреннем карнизе вдоль стены храма вместе с другими иконами, которые стали собирать в храме для поклонения прихожане.

Через некоторое время священники и служащие собора стали замечать, что лик Богородицы стал просматриваться лучше, а еще через некоторое время вся икона очистилась от потемнения и перед молящимися явился чистый аккуратно написанный Образ Казанской Божией Матери, на котором отчетливо просматривались все детали иконы и все цвета. После того как служащие собора признались настоятелю, что никто из них не прикасался к иконе и не занимался ее очисткой, стало ясно, что Пресвятая Богородица явила свое знамение через эту икону, которое было расценено как благословение Матери Божией воссозданному храму.

Усердием прихожан и духовенства собора был изготовлен деревянный резной киот, в который была помещена обновившаяся икона. Киот с иконой был установлен в Южном крыле храма.

По благословению настоятеля храма, было установлено правило – каждую среду после окончания Божественной Литургии совершать перед этим образом молебен с акафистным пением Казанской иконе Божией Матери.

Прихожане стали подавать записки на этот молебен с именами своих близких, находящихся в тех или иных скорбных обстоятельствах или болезнях. Но больше всего перед этим образом стали молиться скорбящие и кающиеся матери, чьи дети попали с тяжелыми недугами в Детскую Краевую Клиническую Больницу, расположенную в непосредственной близости от воссозданного войскового храма. Для многих из них, приезжающих на лечение со всех уголков Краснодарского края, молитва перед Казанской иконой в войсковом соборе стала первым опытом смирения и признания своего бессилия перед болезнью, а значит – признания над собой Божественной воли, и первым опытом осмысления своей жизни, первым опытом материнской молитвы. И все, кто обращается к Пресвятой Богородице с чистым сердцем и верой в Ее помощь и покровительство, никогда не остаются не услышанными. Иначе и быть не может. Ведь молитва матери самая чистая и искренняя», – завершает свой рассказ настоятель войскового собора святого благоверного князя Александра Невского.