http://tuofikea.ru/novelty

Суицид. Новая хандра в 21 веке

«Мы выбираем жизнь — они смерть. Мы пишем письма, они — предсмертные записки. Мы строим планы на будущее — у них….. Нет будущего. Кажется, что мы и они — из разных миров. Как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать…» — слова из презентации по профилактике суицидального поведения подростков.

«Для веселия планета мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни умереть не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней».

Н. Бердяев.
«Самоубийство есть не только насилие над жизнью, но так же, насилие над смертью.»

К детям я присматриваюсь пристально, поскольку работаю в школе учителем. Один ребёнок весёлый и жизнерадостный, спешит поделиться мыслями, рассказать, что делал на выходных и что смотрел, а другой ребёнок замкнут и молчалив; от него не узнать ничего, с ним не поговорить. Такое гнетущее стеснение порой выливается в опасные формы и увидеть их последствия с трудом могут даже социальные педагоги или психологи. Ещё Зигмунд Фрейд говорил, что суицид — осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл и ценности. Так же, что суицид — институт смерти, преобразованное, направленное на себя убийство.

Обыкновенный день в школе после окончания третьей четверти — на весенних каникулах. Проходит совсем не обыкновенное совещание, а семинар для педагогов школы по профилактике подросткового суицида. Уважаемый лектор, Наталья Павловна Парчевская, педагог-психолог из Омского центра профориентации. То, что проблема осознается на уровне государства, подтверждают нормативные документы различных ведомств.

Признаться, никто не ожидает увлекательного повествования о суициде. Что о нём говорить и так всё понятно. Но Наталья Павловна приготовила обширную презентацию, с целями и задачами, статистикой, приведённой из публицистического журнала «Учитель» и видео сюжет, в котором поднята важная подростковая проблема.

Слушателей поражает страшная статистика. Россия занимает первое место по абортам, первое — по разводам, первое — по потреблению алкоголя и табака и первое так же — по суициду. Подростковый суицид — это тема не одного семинара или лекции, это проблема, которую следует предупреждать, используя все возможные силы взрослого поколения. Подростковый суицид — это новый и смертельный вид хандры, как высказываются многие известные педагоги и доктора философских наук. Лечить этакую болезнь психики следует коллективно и не таблетками, а простым человеческим вниманием на начальном её этапе.

— Мне надоело жить, меня никто не любит, я никому не нужен… — и многое другое ребёнок говорит, чтобы привлечь к себе внимание.

Эти часто повторяемые фразы не должны оставаться незамеченными. Слова — не глупости, в них — смысл, в них — угроза жизни растущего человека. Наталья Павловна приводит множество примеров, связанных с тем, что ребёнок не желает мириться с действительностью. Откровенно говоря, примеры эти на виду. «Вася изменил Маше с Леной…» — это самый популярный. Или — «меня выставили на посмешище перед коллективом и я не знаю, как дальше быть…». Психика четырнадцатилетнего мальчика менее гибка и развита, чем у девочки, но это не значит, что мужской пол менее склонен к суициду. Наталья Павловна предостерегает на семинаре:

— К совершению самоубийства мальчики подходят более чётко и долго, а девочки — быстро и во многом рассеяно. Многие люди, обещая уйти из жизни окружающим, лишь пугают их. В действительности, убить себя — очень сложно.

Так девочки пугают педагогов и родителей — они не видят другого выхода, кроме как обещать покончить с собой, если Марина Ивановна, например, поставит плохую оценку по истории.

К «группе риска» по суициду относятся подростки с нарушением межличностных отношений, так называемые «одиночки». Злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся криминальным поведением, включающим физическое насилие. Затяжным депрессивным состоянием отличаются подростки, сверхкритичные к себе, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней.

Многие дети испытывают сильнейшее негодование, понимая, что их авторитет падает в глазах коллектива. Ребёнок, привыкший быть лидером, не может в момент стать обыкновенным и рядовым учеником. Подростки в основном максималисты и обойти-обыграть ситуацию сразу не способны. Их восприятие обостряется, а чувство обиды возрастает в несколько раз, уходя в глубину и причиняя душевную боль. Потенциальный суицидник — не обязательно молчаливый и странный человек, похожий на больного шизофренией. Человек, склонный к самоубийству, не обязательно злой и потерянный для общества. Риску суицида подвержены дети и подростки с определёнными психологическими особенностями. Это эмоционально чувствительные, ранимые люди. Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам. Негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны). Склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам, склонные так же к сосредоточенности на эмоциональной проблеме, пессимистичные, имеющие ограниченный круг общения. Таким людям достаточно травмировать психику однажды и подливать, как говорится, масла в огонь, и такие дети станут замыкаться в себе. Не только проблемы в семье и отвержение сверстниками могут стать толчком, способствующим суицидальному проявлению. Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы, разочарование успехами в школе или неудачи в обучении так же оставят след…

Как определить наличие риска суицида у молодых людей и подростков?

— Если у подростка наблюдается потеря интереса к обычным видам деятельности и на лицо внезапное снижение успеваемости, — называет Наталья Павловна признаки. — Неспособность к волевым усилиям, плохое поведение в школе. Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.

— Что порекомендуете при проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде? — спрашивает Любовь Михайловна Русских, социальный педагог. Возможно, Наталья Павловна предложит нечто иное, чем уже известное в практике.

— Внимательно слушать собеседника, потому что подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу, — отвечает специалист. Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима. Не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания. Стремиться вселить в подростка надежду, она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей. Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живётся лучше других, высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребёнка ощущать себя более ненужным, бесполезным. Постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.

Школа — не единственный храм воспитания, где могут предупредить суицид. Наталья Павловна Парчевская готова предложить помощь родителям.

В нашей школе в течение последнего учебного года состоялось три общешкольных родительских собраниях, на которых реализуется общегородская программа по профилактике суицидального поведения подростков. Психологи утверждают, что именно родители, как никто другой способны предупредить ужасные последствия неразумного поведения подростков. Родители ни в коем случае не имеют права оставлять нерешёнными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребёнка. Следует анализировать вместе с чадом каждую трудную ситуацию. Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Необходимо с детства формировать у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…». Воспитывать в детях привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях и страхах.

Семинар завершается демонстрацией видеоролика, на котором подросток качается на качелях — вверх, вниз, вверх, вниз… и не стоит спрыгивать с качелей на жизненном ходу! Все мы взрослые понимаем, что жизнь — это большие качели, которые летят, то вверх, то вниз, и никто не способен остаться навсегда на самой высокой, или самой низкой точке колебаний. Если сегодня очень плохо, пройдёт время и качели жизни взлетят выше самой заветной мечты!

Знает Наталья Павловна Парчевская, как преподнести материал. Специалист в ней чувствуется многоопытный. Мы ещё долго обсуждаем семинар с учителями школы, каждый приводит собственный жизненный пример из педагогического опыта. Главное, что лично я понял, всегда, даже в худшие времена, надо верить в подъём жизненной качели! Верить самому и вселять оптимизм в души подростков!