У японской молодежи стало модно совершать групповые самоубийства, предварительно договорившись по Интернету.
Каждый четвертый японец задумывался хотя бы раз о самоубийстве. Об этом свидетельствуют данные социологов Страны Восходящего Солнца.
Уже восемь лет подряд в Японии сводят счеты с жизнью более 30 тысяч человек ежегодно — это самый высокий показатель среди развитых стран. Массовые самоубийства объявлены социальной проблемой, которую совместно намерены решать государственные институты, бизнес и неправительственные организации. Сообща они попытаются противостоять Интернету — главному советчику тех, кто принимает решение разом избавиться от всех жизненных проблем.
Клубы самоубийц
В последние годы полиции удалось закрыть почти все специализированные сайты и обязать владельцев прочих Интернет-ресурсов уведомлять власти о сообщениях и приглашениях покончить с собой. Теперь поклонники суицида перекочевали в чаты, где можно без помех поделиться желанием покончить с жизнью, составить планы ухода в мир иной и договориться о времени и месте. Не могут японские стражи порядка дотянуться и до зарубежных провайдеров.
Самоубийцы, блуждающие по Интернету в поисках единомышленников, — это японское «потерянное поколение». Они родилась в опасное время — после экономического кризиса 1998 года в Японии повысился уровень безработицы, выросли цены на жилье.
В результате около миллиона молодых японцев оказались за бортом общества и замкнулись в себе. Некоторые не покидают домов своих родителей от полугода до нескольких лет. Зато они имеют свободный доступ в Интернет и легко находят в виртуальном мире единомышленников. Согласно отчетам полиции, практически все молодые люди решили расстаться с жизнью из-за пустяковых проблем. В предсмертных записках японских подростков можно встретить знакомые всем детям мира причины больше не жить: злых учителей, жестоких одноклассников, родителей, не купивших мороженого.
«Мотивы самоубийц не понятны. Среди них не было отчаявшихся людей с невыносимыми проблемами», — отмечает Наоми Мияги, директор главного полицейского управления Японии. Эксперты-психологи утверждают, что в одиночестве подобные чувства не развиваются в желание умереть, но именно Интернет дает поддержку таких же отчаявшихся единомышленников.
Часто объявления самоубийц представляют собой серьезные предложения, но иногда в их клубе появляются и с намерением пошутить.
«Я — неудачник с самого дня моего рождения, поэтому я хочу умереть», — возможно, этот разочарованный жизнью человек действительно хочет умереть. «Трудно умирать в одиночку. Есть ли желающий умереть вместе со мной?» — предлагает другой. А может бать, он просто разыгрывает? Есть в этой сфере и тематические сайты со стартовой страничкой в виде кладбища с могильными плитами под грозовым небом и фразой: «Самоубийство: как, где, когда».
«Многие из этих людей не чувствуют, что они действительно живут, — говорит об Интернет-самоубийцах Юкико Нисихара, директор Токийского центра по предотвращению суицида. — В личных беседах мы пытаемся их убедить, что они не одиноки в этом мире, что сообща можно решить их проблемы».
Культура смерти
В отличие от своих сверстников японские подростки гораздо легче переходят от слов к делу. В японском воспитании очень рано закладывается понятие смерти. В европейском воспитании представление о смерти формируется достаточно поздно. «Японские же дети относятся к смерти спокойно, — отмечает Александр Чхартишвили, знаменитый японист, более известный под писательским псевдонимом Борис Акунин. — Они с самого раннего возраста знают, что смертны, этот факт менее страшен, потому что воспринимается как данность». Не удивительно, что японские подростки часто сами с легкостью играют в смерть.
Несмотря на кажущуюся легкость, с которой японцы относятся к смерти в Японии, и в такой области как самоубийство принято во всем руководствоваться строгие этикетом.
Иногда традиционное соблюдение японцами правил смерти оборачивается даже во благо: перечень экстремальных ситуаций, в которых принято расставаться с жизнью, сравнительно узок. Со времен средневековья основной тип суицида — инсэки-дзисацу — дословно «самоубийство вследствие осознания своей ответственности за случившееся». Для японца суицид — благородный выход из позорной ситуации.
Строго регламентированы и виды самоубийства: докуяку — отравиться, дзисю — утопиться, тосин — броситься вниз с высоты, синдзю — по сговору (разделяется на самоубийство влюбленных и самоубийство родителей с детьми) и, конечно же, харакири — дословно «разрезание живота». Но уважающий себя самурай не просто вспарывает живот, он совершает сэпукку — довольно сложный и строго регламентированный ритуал.
Некоторые виды самоубийства в Японии таковыми не считаются — например, знаменитые атаки камикадзе. Ведь по-японски весь смысл войны в том, чтобы геройски умереть. В современной Японии исполнение традиционного этикета суицида иногда доходит до курьезов.
Так, полиция в городе Осака заподозрила убийство офисного работника, хотя его смерть выглядела на самом деле обычным, с точки зрения европейца, самоубийством: незадачливый клерк прыгнул с крыши. Но для японца самоубийца поступил нелепо: не написал предсмертной записки и не оставил на краю крыши обув. Ведь в потусторонний мир положено входить, как в японский дом — разувшись.
Для столь достойного поступка, как уход из жизни, японцы предпочитают выбирать и подходящее место. Самое популярное — естественно, подножие Фудзиямы, самой красивой горы в Японии. Однако стало оно таковым сравнительно недавно — после выхода в 1960 году романа «Пагода волн». Это место как нельзя более подходит для суицида: в мрачном лесу 300-летние деревья надежно скрывают смертника от посторонних глаз.
Самоубийственная цивилизация
Когда японцам впервые показали трагедию «Ромео и Джульетта», они приняли ее за комедию — настолько непутевым выглядело в их глазах абсолютно логичное самоубийство влюбленных.
Пренебрежение к собственной жизни почитается японцами как одно из самых достойных качеств их цивилизации. Они недоумевают, почему европейцы боятся смерти. «Вся европейская цивилизация подчинена девизу: «Что угодно, только не смерть». Это пещерная цивилизация, спрятавшаяся в кокон», — писал Томомацу Энтай, известный японский буддолог.
Даже не смотря на вступление в постиндустриальную епоху, статистика самоубийств в Японии (около 20 суицидов на каждые 100 тыс. жителей) такая же, как в конце XIX века, когда эту статистику начали вести.
Как отмечает Ясиюки Шимизу, эксперт из группы противостояния самоубийствам Life Link, сегодня основная причина преждевременного ухода японцев из жизни — стрессы на работе и нехватка денег. Часто суицидальным мотивом становится утрата определенного социального статуса. Так, 7 апреля 1987 года, после вступления в силу в силу закона о денационализации железных дорог Японии и последовавших затем массовых увольнениях, покончили с жизнью 92 железнодорожника.
В современной Японии не редки случаи, когда потеря работы главой семьи или банкротство его корпорации приводит к самоубийству всей семьи. Японцы считают своим долгом родителя обеспечить достойное существование своих детей. Общественная мораль в таких случаях оправдывает отца или мать, которые покончили с собой и убили детей.
Очевидно, японцам все же придется пересмотреть свое отношение к смерти, и особенно — детской. Нация стремительно стареет, а уровень рождаемости упал до рекордно низкой от метки — в среднем 1,25 ребенка на женщину. А если бы не 30 тысяч самоубийц ежегодно…
Но пока в области приверженности японцев к мрачным традициям чиновники остаются «оптимистами» и мечтают сократить число самоубийств за год хотя бы до 25 тысяч.
Их прославила смерть
25 ноября 1970 года свел счеты с жизнью Юкио Мисима, самый одиозный японский писатель ХХ века. В отчаянной попытке вернуть Японии ее былое величие Мисима с группой сторонников захватил штаб японских сил самообороны и призвал к восстанию против американцев. Когда его призывы отвергли, Мисима, согласно самурайской традиции, разрезал себе живот в форме конверта — совершил сэпукку. Он был яркой личностью, талантливым актером, самураем, культуристом и геем. Его смерть стала классической. Причиной скандального самоубийства биографы называют глубокую депрессию, вызванную тем, что Нобелевскую премию по литературе присудили не ему, а советскому писателю Михаилу Шолохову.
В 1976 году актер Маэно Мицуясу в стиле камикадзе протаранил дом известного политического деятеля Кодамы Есио за то, что тот втянул правительство в грязный коррупционный скандал. Целью самопожертвования было обратить внимание общественности на данный факт.
В мае 2004 года в здании японского консульства в Шанхае повесился японский дипломат, который отвечал за шифровку дипломатической почты. Он оставил предсмертную записку, где рассказал, что его шантажировали китайские спецслужбы. Японца поймали на любовной связи с девушкой из караоке-бара. В обмен на неразглашение амурных тайн от него требовали сообщить секретные шифры дипломатической службы. Японский дипломат предпочел предательству родины смерть.
Возможно заинтересует:
- Зависимость от алкоголя – это самое серьезное заболевание в мире.
- Сколько стоит памятник на могилу по индивидуальному заказу?
- Кейтеринг это замечательная традиция проведения мероприятий которая передавалась через поколения.
- Умный стол для современного человека просто необходимость.
- Как правильно подобрать костыли под разные случаи жизни.