http://tuofikea.ru/novelty

Новая идея министра обороны РФ попала под огонь критики

Российская армия в уже достаточно обозримом будущем может прирасти новым внутриведомственным институтом — собственной полицией. Данное заявление озвучил лично министр обороны Анатолий Сердюков. Эксперты и общественность получили богатейшую пищу для размышлений — от рациональных до конспирологических.

Министр же, по сути, не предложил ничего нового. Во-первых, сама инициатива не нова — ранее, в пору своего президентства, за введение в Вооруженных силах «военной полиции» ратовал и Владимир Путин. Во-вторых, военные полицейские есть в ряде стран, и работают они, судя по всему, достаточно эффективно, раз в наших березках решили обратиться к данному опыту, перебрав, видимо, все свои альтернативы. Однако традиционное для российской власти расхождение формы и содержания неизбежно придется примерить и на наши реалии.

«Мы уточняем эту структуру, и в ближайшее время я готов подписать соответствующий документ. Это будет в этом году обязательно, абсолютно точно», — цитирует РИА «Новости» уверенно-хладнокровный рапорт главы Минобороны. Поспешность Анатолия Сердюкова в данном вопросе, как будто речь идет об импорте итальянских резных кроватей, искренне завораживает и дарит ощущение творящегося на глазах волшебства. К гражданской полиции народ привыкает как-то неуверенно, пока путая с многодесятилетней предшественницей — здесь же, с нововведенной из ниоткуда (а в СССР «военной милиции» не было, от чего советская армия особо не страдала — факт), и подавно не разберешься, с какой стороны оценивать.

Декларируемая Минобороны цель по форме своей как будто разумна. Солдат-де перестанут отвлекать от собственно военной подготовки разного рода патрулированиями, караулами, дежурствами на гауптвахтах. Скажем, из-под молодого необстрелянного солдатского ока выведут и злополучные артиллерийские склады и передадут их специально нанятым служивым, которых предполагается набирать исключительно на контрактной основе с достойным содержанием. Однако вот незадача — логика слабая. Прекрасные примеры того, что солдат способен тянуть лямку и непрофильную, «организационную» (имеется в виду не строительство особняков, конечно), нам дает, прежде всего, Советская армия. При отсутствии полиции-милиции в ней отсутствовало и разнообразнейшее меню нынешних безобразий и нестроений.

Пишу эти строки, и осеняет мысль: быть может, я по наивности не узрел куда более серьезного посыла от самого министра? Быть может, целая военная полиция вводится для разруливания каких-то особо важных и серьезных дел? Скажем, срыв оборонного заказа — чем не повод для пристального внутриведомственного расследования? Найти, обезвредить, наказать, взыскать. Есть прокуратура, конечно, но мало ли, вдруг тут потребовалось что-то помобильнее?

Тем более что и сам Анатолий Сердюков, едва отчитавшись о создании полиции, перешел к теме оборонного заказа. Напомню, ранее уволенный директор Московского института теплотехники и генеральный конструктор стратегических ракет «Тополь-М» и «Ярс» академик РАН Юрий Соломонов заявил в интервью «Коммерсанту» о срыве оборонного заказа. «Госзаказ 2011 года уже сорван, он уже выполнен не будет. Из-за того, что на сегодняшний день ни одного контракта, если говорить о стратегических ядерных силах, не заключено. Сейчас июль. И такого не было последние лет четырнадцать», — негодовал академик. Ответ же министра, которому уже по этой теме успел попортить крови Верховный главнокомандующий, не заставил себя особо долго ждать.

«У нас нет никаких опасений, что госпрограмма вооружений не будет выполнена. Я не вижу никаких оснований для панических заявлений. Я не очень понимаю комментарии Соломонова. Я подозреваю, что у него есть некая обида из-за того, что он был снят с должности генерального директора МИТ», — рассудил Анатолий Сердюков и как будто вполне закрыл тему. Действительно. Если уж сама тема срыва многомиллиардного оборонного заказа полиции не по зубам, то охранять ее «караулом» от дурных имиджевых последствий может оказаться делом посильным.

Ведь как нам объяснили? Уволили академика, вот он и бузит. Все просто и вполне решаемо в перспективе. Нарисовать еще одно подразделение в штатном расписании и того сложнее.

Депутат Государственной Думы от «Единой России», член Комитета по безопасности, генерал-майор ФСБ Александр Гуров в беседе с обозревателем KM.RU усомнился в целесообразности создания отдельного института полицейских в структуре Минобороны и отметил, что в любом случае военным полицейским будут не по зубам проблемы вроде срыва оборонного заказа:

— Вопрос о введении военной полиции обсуждался где-то 5-7 лет тому назад, когда я был председателем думского Комитета по безопасности. Тема эта не новая. Возникает вопрос: для чего вообще нужно вводить полицию? Какие такие правонарушения есть в армии, которые не способно предотвратить командование? Дедовщина? Но, во-первых, ее стало значительно меньше, а во-вторых, причина дедовщины и условия ее возникновения совершенно не зависят от того, есть полиция или нет. Тут нужны грамотные реформы, более серьезные. Мы все эти вопросы уже рассматривали тогда в Комитете и пришли к выводу, что смысла в организации военной полиции просто нет. Да и лично я просто не вижу в ней никакой практической надобности.

Тут вот еще в чем дело. Как только введут полицию, сразу появится необходимость в показателях эффективности работы. А это значит, что нельзя будет исключить факты незаконного привлечения солдат к ответственности. И это вместо того, чтобы заниматься с ними, заниматься профилактикой нарушений. Все это я знаю на примере работы военной прокуратуры 10-летней давности. Когда основным показателем работы военной прокуратуры тогда (подчеркиваю, не сейчас) было лишь возбудить дело и отправить его в суд. И я задавал вопрос прокурорам: вы хотя бы ходите по воинским частям, беседуете с солдатами? И мне отвечали: «Нет, а зачем нам это?» Так и работали: направил дело в суд — молодец, не направил — недоработал. Но мы же набираем людей служить, а не чтобы на них делали показатели. И подозреваю, что работа полиции может свестись к тому же. Да если даже и удастся, учитывая ошибки, не допустить такого, дело ведь даже не в этом. Повторюсь — зачем эта структура вообще нужна?

Глобальные нарушения внутри ведомства — это однозначно не вопрос полиции. Это забота министра, Генштаба, это вопрос их профессиональной подготовленности. Ну и, разумеется, проблемы вроде срыва оборонного заказа решаются наверху, в данных вопросах крайне важен должный контроль сверху. Вот и все. А дело военной полиции, если ее все же создадут, — заниматься вопросами правонарушений солдат.