http://tuofikea.ru/novelty

Поддержка профессора Зубова

После окончательного увольнения из МГИМО профессора Андрея Зубова в знак солидарности с ученым уволилась и преподаватель истории риторики и логики Эля Колесникова ( об этом она написала пост в Facebook).

В интернете организован сбор подписей под обращением к ректору МГИМО Анатолию Торкунову с требованием восстановить в должности профессора Андрея Зубова (к этому моменту собрано более 2 тысяч подписей), в субботу выпускники и студенты МГИМО планируют провести сход в поддержку уволенного ученого. Сам профессор намерен добиваться своего восстановления на работе через суд.

Администрация МГИМО решила расторгнуть трудовое соглашение с профессором Андреем Зубовым 24 марта. Заявление размещено на сайте вуза. Решение об увольнении преподавателя объясняют тем, что «Зубов А.Б. сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России». Также в сообщении говорится, что ранее Зубову неоднократно выносились предупреждения по поводу его высказываний о событиях в Крыму.

1 марта на сайте «Ведомостей» вышла статья Андрея Зубова «Это уже было». Ученый сравнил действия российских властей в Крыму с присоединением Австрии к Третьему рейху в 1938 году и предупредил о тяжелых последствиях ввода российских войск на территорию полуострова. Зубов писал, что в этом случае отношения Москвы с Западом и с самой Украиной ухудшатся на долгие годы, а Россию будет ждать экономический хаос и изоляция.
4 марта дочь ученого Ирина Бобринская сообщила о его увольнении с кафедры философии МГИМО.

Ректор МГИОМО Анатолий Торкунов опроверг отставку Зубова, однако 24 марта на сайте вуза появилась информация о его увольнении. Накануне из вуза в знак протеста против увольнения профессора Зубова ушла преподаватель риторики и логики Эля Колесникова, написавшая об этом в ФБ. Вот как она объяснила свое решение Радио Свобода:

— Я хотела сделать две вещи. С одной стороны, я хотела сделать некоторое символическое действие — уйти в знак протеста против того, что произошло. Во-вторых, мне в этой ситуации просто не хотелось оставаться в этих стенах.

— Как восприняли ваш уход из МГИМО студенты и ваши коллеги, преподаватели?

— Уже после того, как я написала заявление, я читала вчера лекцию студентам, и в конце лекции я сказала, что я больше не работаю в институте, это была последняя лекция, я прощаюсь с ними. Они восприняли это тепло, я не ожидала, они долго аплодировали. Некоторые студенты выразили мне поддержку в социальных сетях Они восприняли это тепло, я не ожидала, они долго аплодировали. Некоторые студенты выразили мне поддержку в социальных сетях. Что касается коллег, я тоже ни с кем еще не общалась. Единственное, после того, как заявление было подано, двое коллеге вчера со мной не поздоровались и не попрощались.

— Что вы можете сказать об атмосфере, которая сложилась в МГИМО? Как сотрудники относятся к увольнению Зубова?

— Не могу сказать, потому что специфика нашей работы такова, что мы работаем в аудиториях. Могу сказать только за свою кафедру, и это меня поразило глубочайшим образом, — глухое молчание. Как будто вообще ничего не произошло.

— А что вы собираетесь делать дальше?

— Я хотела бы продолжить научную работу, но пока нет конкретных предложений.

В интернете идет сбор подписей под обращением к ректору МГИМО Анатолию Торкунову с требованием восстановить Андрея Зубова на работе. В субботу выпускники и студенты МГИМО собираются на сход в поддержку уволенного профессора. Его организовал выпускник МГИМО, оппозиционер, лидер движения «Мы» Роман Доброхотов:

— Выпускники МГИМО хотят морально поддержать профессора Зубова и потребовать, чтобы это незаконное увольнение было отменено. Важно, чтобы вуз немного пришел в себя и непонятные люди перестали говорить от имени всего университета и рассказывать, что весь МГИМО восторженно поддержал увольнение профессора. Не могу сказать, что МГИМО — центр российского либерализма, но когда я там учился, университет всегда приветствовал разнообразие точек зрения Не могу сказать, что МГИМО — центр российского либерализма, но когда я там учился, университет всегда приветствовал разнообразие точек зрения. И сам ректор Анатолий Торкунов боролся за своих преподавателей, отстаивал их перед МИДом, перед администрацией президента. Нынешний прецедент с Зубовым — это определенная веха, определенная красная черта, которую университет впервые перешел, и поэтому очень многие так отреагировали. Я, конечно, не думаю, что преподаватели сейчас массово начнут увольняться из университета. Но люди явно не ожидали такого прессинга. Я не видел пока ни одного преподавателя и ни одного студента, который бы поддержал увольнение Зубова.

Сам Андрей Зубов намерен оспаривать свое увольнение — он является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и по федеральному закону не может быть уволен с работы:

— Мои юристы, мои друзья готовят соответствующие документы. Будем беседовать с адвокатами. Мне обещали поддержку, причем абсолютно бесплатную, лучшие специалисты по трудовому праву в России, в том числе профессор Владимир Миронов, член Совета по правам человека при президенте. Так что будем думать, какие действия судебного характера мне предпринять.

— После вашего окончательного увольнения из МГИМО в интернете начали собирать подписи под обращением к ректору вуза с требованием отменить это решение. В субботу студенты и выпускники МГИМО проведут сход в вашу поддержку. А сегодня стало известно, что в знак протеста против вашего увольнения из МГИМО уволилась преподавательница Эля Колесникова. Как вы относитесь к такой поддержке?

— Я Элю уговаривал не уходить, я говорил ей, что хорошие преподаватели нужны студентам всегда. Но вот видите, она поступила по своей совести Я Элю уговаривал не уходить, я говорил ей, что хорошие преподаватели нужны студентам всегда. Но вот видите, она поступила по совести своей. Я не знал даже, например, о сходе, что планируется на субботу. Мне сын сказал, что собирают подписи в мою поддержку. Дмитрий Быков звонил и сказал, что у них такая мысль есть. Поэтому я стараюсь вообще держаться максимально дистанцированно от всего этого, чтобы, не дай бог, меня не обвинили в дирижизме кампанией в мою защиту. Если люди хотят делать, пусть делают. Если это вопрос их совести, пусть поступают в соответствии со своей совестью. Мне, конечно, это по-человечески приятно. Но я не хочу воздействовать на этот процесс.

— Чем вы планируете заниматься вне стен МГИМО?

— Преподавательская работа — это замечательно, но она отнимает у людей, а уж тем более у людей моего возраста, довольно много сил. Если меньше будет преподавательской работы, больше буду заниматься книгами. У меня сейчас лежит незаконченная работа, надо завершать большую книгу по религии Древнего Египта, которую мы делаем с моей женой Ольгой, она у меня египтолог. Мне надо работать над новым изданием моей книги «История России. ХХ век» для издательства «Эксмо» — это уже трехтомник, и это большая работа. Дел хватает, времени не хватает! Так что будем думать. Надеюсь, что найду и какие-то формы для зарабатывания денег, чтобы с голоду не помереть Надеюсь, что найду и какие-то формы для зарабатывания денег, чтобы с голоду не помереть. Потому что я пенсионер, у меня пенсия — 500 долларов.

Андрей Зубов — доктор исторических наук, на его счету пять монографий, а также около 150 научных работ, помимо этого он выступал редактором двухтомника «История России. XX век». Зубов — один из авторов Основ социальной концепции Русской православной церкви. В начале марта, сразу после появления информации об увольнении, Андрея Зубова пригласили работать в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, а преподаватели российских вузов и историки написали открытое письмо в поддержку ученого, в котором осудили увольнение коллеги.