http://tuofikea.ru/novelty

Колониальные методы работы не применимы в Крыму

Корпорация «Крым». Колониальные методы работы не применимы на полуострове.

В понедельник на совещании по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя Дмитрий Медведев заявил о том, что вновь обретенный Россией полуостров может получить статус особой экономической зоны. Курировать работу госорганов по крымскому направлению назначен вице-премьер Дмитрий Козак, который не преминул назначить сроки создания плана по организации ОЭЗ в новых субъектах федерации. Предполагается, что заниматься развитием Крыма будет новая госкорпорация в рамках специальной федеральной целевой программы. Пока, отметил Козак, объем финансовых затрат на эту работу не определен.

Однако, по мнению некоторых экспертов, такая форма организации государственной работы совершенно не способна культивировать крымскую экономику и не отвечает потребности обеспечить экономическое единство России.

— Форма организации в виде госкорпорации крайне неудачна для работы в Крыму, но, к сожалению, такое решение — полностью в стиле Дмитрия Анатольевича. Юридически именно эта форма некоммерческой организации не предусматривает внятного контроля со стороны кого бы то ни было. При работе в Крыму возникнет масса деликатных вопросов, поскольку там много хозяйственных проблем, и в Москве пока мало информации о том, как все работает на месте. Дефицит информации приведет к обоснованным взаимным подозрениям, да еще будут и третьи стороны, которые постараются максимально сыграть на нехватке информации и раздуть проблемы на ровном месте. В этих условиях такая максимальная непрозрачность работы будет порождать конфликты. Использование госкорпорации в данном случае чревато не только лишними издержками вследствие бесхозяйственности или коррупции, оно обеспечит серьезные конфликты на пустом месте. И это неправильно, — утверждает директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин.

— Можно было создать госкомитет, специальный фонд, даже госкомпании со 100-процентным участием государства — все эти формы предусматривают какую-то ответственность и подотчетность работы. Но выбрана именно госкорпорация — самая неудачная форма работы, с точки зрения интересов государства.

Что касается введения особой экономической зоны, то пока рано говорить о ее целесообразности. Но я бы предложил создать здесь офшорную зону для Евросоюза, полностью запретив пользоваться ее услугами гражданам России. Все-таки деофшоризация нашей страны должна быть проведена полностью. Вместе с тем в Евросоюзе очень высок спрос на такие услуги, поскольку их внутренние зоны либо закрыты, либо находятся в полупридушенном состоянии. Однако те же немцы с удовольствием пользовались бы ими. Ведение офшора на территории России было бы достойным ответом евробюрократам. В свое время хотели ввести офшор в Калининградской области, однако побоялись, что там станет много немцев, и наш регион превратится в Восточную Пруссию. В отношении Крыма этого можно не бояться.

И я бы предостерег от механической унификации работы хозяйствующих субъектов Крыму и в России, оговорив в условиях работы особой экономической зоны на полуострове возможность сохранения положительного опыта в работе местных компаний, того же бухгалтерского учета по европейским правилам. Ведь они не умеют и не хотят вести двойную бухгалтерию: для себя и для налоговых органов. Более десяти лет наш российский бизнес плачет, чтобы его избавили от такой необходимости. Должна уйти в прошлое эта порочная практика во всей стране, и эту работу можно начать с Крыма.

— Создание специальных компаний по территориальному принципу было характерно для эпохи торгового капитализма в его самой примитивной и дикой форме. Подобная искусственная концентрация капитала с самого начала ведет к созданию тотального монополиста в регионе, некого хозяйствующего субъекта — сверхмонстра. Такие монополии часто бывают не подконтрольны государству, и реальные потребности развития территорий не отражаются в их деятельности. Как правило, такие формы работы капитала использовались Западом для эксплуатации своих колоний. Классический пример — Британская Ост-Индская компания, которая контролировала и эксплуатировала десятилетиями Индию, имела свои группировки, включая собственные войска, а парламент Великобритании очень продолжительное время не мог получить никакого контроля над ее деятельностью, — напоминаетруководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

— В целом это очень консервативное, неправильное решение по форме организации хозяйства. Поэтому я не поддерживаю предложение премьер-министра Дмитрия Медведева, говорит эксперт. Если нужно просто организовать поток инвестиций, почему не поручить этой обычной экстерриториальной компании, которая вполне может направлять деньги на реконструкцию музеев, создание инфраструктуры? Не следует изначально включать в ее деятельность в качестве ключевого некий территориальный признак.

Точно так же я возражаю против существования в стране любых так называемых особых экономических зон. Потому что абсолютно вся страна должна представлять собой единое экономическое пространство, а сама форма организации особых экономических зон сдерживает усиление отсталых регионов. Она консервирует существующее неравенство в развитии регионов, и вся страна превращается в бомбу замедленного действия.