http://tuofikea.ru/novelty

Золото Януковичей

В США, Австралии, странах ЕС заморожены банковские счета, наложен арест на активы Виктора Януковича и его окружение — членов так называемой «семьи» экс-президента Украины. Что происходит с активами «семьи» Януковича в самой Украине?

За происходящими процессами на родине из Москвы сейчас наблюдают, кроме бывшего президента Украины и его сыновей, члены так называемой «семьи» Виктора Януковича: глава Восточно-европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК) Сергей Курченко, бывший генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка, а также ранее занимавшие должности в украинском правительстве: первого вице-премьера — Сергей Арбузов, министра внутренних дел — Виталий Захарченко и главы налоговой администрации — Александр Клименко. Почти все они объявлены новыми украинскими властями в международный розыск.

Накануне в МВД Украины сообщили о возбуждении 11 уголовных дел против Сергея Курченко. 28-летнего харьковского олигарха (его состояние оценивается почти в 2,5 миллиарда долларов) обвиняют, в частности, в контрабанде нефтепродуктов и финансовых махинациях. В прошлом году вместе со своими покровителями из «семьи» Януковича Курченко приобрел Украинский медиахолдинг, куда входят ведущие печатные издания страны. Сейчас правоохранительные органы пытаются остановить смену собственников Одесского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов. Оба эти предприятия на данный момент находятся в залоге, в том числе у российского Внешторгбанка, у которого Курченко в свое время взял кредиты на покупку.

Как отмечает экономист, бывший редактор журнала «Эксперт Украина»Андрей Блинов, представители «семьи» Януковича пытаются переписывать свои активы на новых собственников:

— Те активы, которые являются ядром империи Януковича и не являются особо ценными либо плохо документально оформлены, путем не самых прозрачных схем могут переходить в руки других партнеров по бизнесу и, возможно, конкурентов. Например, обращает на себя внимание достаточно странная и нерыночная «покупка» Одесского нефтеперерабатывающего завода: предприятие фактически было приобретено за кредит государственного банка Украины, плюс была оформлена кредитная линия от одного из российских банков, где находились в залоге пакеты акций этого предприятия. В итоге Одесский НПЗ перешел кредиторам. По такой же схеме под контроль кредиторов переходят и другие объекты. Если говорить о приобретенных «семьей» бывшего президента медиаресурсах, то мне кажется, что их ожидает печальная судьба, как, впрочем, и весь украинский рынок печатных и электронных средств массовой информации. Рынок, особенно после событий начала этого года, почти полностью лишился рекламных и политических поступлений. В силу интереса к крымской проблематике, проблематике Майдана и революции на Украине политики не очень много тратят на имидж, имидж им проще создавать, участвуя в событиях. На плаву в итоге останутся лишь самые конкурентоспособные издания, все остальное закроется.

Поспешное бегство из страны Януковича и его окружения обернулось серьезными проблемами не только для компании ВЕТЭК. Проблемы возникли и у бизнес-империи Александра Януковича — старшего сына бывшего президента, состояние которого, по данным журнала Forbes, прошлом году оценивалось не менее чем в 510 миллионов долларов. Ему принадлежат Всеукраинский банк развития, Украинский бизнес-банк и угольный гигант — Донбасский расчетно-финансовый центр. Один из крупнейших активов сорокалетнего Александра Януковича — холдинг «Мако», который занимается строительством и сдачей недвижимости в аренду. Андрей Блинов продолжает:

— Если говорить о холдингах, то, по большому счету, их существование без первых лиц становится бессмысленным, эти холдинги перестанут контролировать фирмы и предприятия, входящие в их состав. В целом, мне кажется, что ни один из экспертов, политиков не может точно сказать, какие конкретно активы принадлежат «семье» экс-президента. Мы знаем только о некоторой части бизнеса, и этот бизнес сегодня находится под огромным давлением. Работать с компаниями, связанными напрямую с «семьей» бывшего президента, теперь очень рискованно. Некоторые из этих компаний работают либо по инерции, либо постепенно закрывают свои дела. Поэтому еще несколько месяцев мы будем слышать о периодически возникающих у них проблемах, о банкротствах, несмотря даже на то, что этот бизнес имеет очень глубокие корни.

Из-за последних событий вокруг Крыма украинские власти пока только начинают разбираться с активами прежнего режима. Одним из наиболее одиозных его представителей называют многолетнего казначея «семьи» Януковича — 38-летнего Сергея Арбузова, бывшего первого вице-премьера и экс-председателя Национального банка. Даже находясь за пределами Украины, Арбузов пытается через своих людей влиять на финансовую систему страны.

— Многие кадровые назначения в банковской сфере согласовывались с этим человеком, и не только потому, что Арбузов некоторое время был главой Национального банка Украины (НБУ). До сих пор многие сотрудники финансовой и казначейской систем являются его креатурами. Кстати, никто не спешит их увольнять, и могу сказать, что, например, правление НБУ практически не претерпело никаких изменений. Арбузов по-прежнему оказывает огромное влияние на финансовую систему Украины через своих людей. И, по большому счету, не исключено, что и сегодня продолжается внутри страны некая работа даже не по отмыванию, а по отбеливанию некоторых активов либо по их выводу за границу, если есть риски для этих активов. Мне кажется, что процесс минимизации бизнес-рисков для бывшей власти и для «семьи» экс-президента еще продолжается, поскольку в финансовой сфере пока не произошло больших изменений, — полагает киевский экономист Андрей Блинов.