http://tuofikea.ru/novelty

Крымские татары: для России – народ, для Киева – унтерменши

Надежды некоторых татар Крыма на долгий союз с киевской хунтой иллюзорны.

Крым — русская земля, но утверждение это не является аксиомой не только для официального Киева (не только нынешнего, к слову), но и для крымских татар, которые, пожалуй, не согласны с таким раскладом куда больше «свидомых». Причем несогласие это готовы отстаивать не только на словах, если придется — о чем уже гласно заявляли наиболее радикальные представители этого этноса.

И разумеется «Меджлис крымско-татарского народа» напрочь отказывается признавать правительство Аксенова, подчеркивая свою лояльность бандеровским «пришельцам» и, конкретно, «и.о. президента» Турчинову.

Впрочем, уже можно и оговориться: «пока отказывается», поскольку внешнеполитические обстоятельства покуда складываются таким образом, что Крым все же станет субъектом Российской Федерации, а это значит, что Меджлису придется как-то контактировать с Москвой. Как именно — вопрос не праздный, однако видный представитель крымских татар Мустафа Джемилев сам попросил безусловно лояльного Кремлю бывшего главу Татарстана Шаймиева о встрече.

Значит, появилась интересная тема для разговора.

В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, главный редактор журнала РИСИ Аждар Куртов изложил свое видение перспектив взаимоотношений крымских татар с Россией:

— Прежде всего, не могу не отметить, что далеко не все крымские татары одинаково оценивают события на Украине. Есть позиция радикальной части крымских татар, которая сосредоточена в Меджлисе, но все дело в том, что этот орган на самом деле вовсе не репрезентативно представляет данный этнос. Этот орган вообще нельзя назвать конституционным в полном смысле слова, а значит и законным.

Есть значительная часть других крымских татар, которые может быть и не объединены в столь «представительную» организацию, но тем не менее они не разделяют подобных радикальных трактовок и также вправе претендовать на то, что их позиция будет услышана.

Нужно прекрасно понимать, что Киев, начиная еще с власти Кравчука, всегда использовал фактор крымско-татарского народа чтобы, согласно той поговорке, клин вышибать клином. При помощи искусственного поднятия крымско-татарского фактора они пытались уменьшить политическое влияние русского населения в Крыму. Не сказать, что это у них абсолютно получилось, но в какой-то мере действительно помогло «держать в узде» русских. Но взамен этого власти Украины фактически инспирировали сепаратистские настроения в Крыму.

Кстати говоря, до сих пор существуют декларации, принятые Меджлисом крымско-татарского народа. И, что интересно, если их почитать, то можно обнаружить, что они также выступают против единства Украины, потому что там черным по белому написано, что Крым — это историческая территория крымско-татарского народа.

Стоит ли лишний раз говорить о том, что позиция эта несправедлива, с какой стороны ее ни оценивай? Крымские татары появились в Крыму не первыми, там и до них люди тоже проживали. И до сих пор в Крыму сохранились остатки греков, армян, крымчаков (отдельный тюркский этнос, не пусть с крымскими татарами). Тем более такие претензии выглядят странными в правовом отношении, когда народ, занимающий в процентном отношении 11-14% от общей численности населения Крыма, претендует на некие эксклюзивные права, на то, что только одному ему должна принадлежать территория Крыма и что земельные участки должны делиться исходя из интересов только этого народа. То есть ни с исторической, ни с правовой точки зрения претензии крымских татар на исключительное право решать судьбу Крыма не выглядят убедительными.

И получается, что тот крымско-татарский сепаратизм, который негласно разжигался Киевом, может теперь обернуться и против позиции нынешних киевских «властей». А сейчас в Киеве у руля встали националистические силы, исповедующие идеологию бандеровцев, которые, как известно, не готовы были щадить не только русских, но и поляков, венгров, евреев и все другие «не украинские» народы.

Нетрудно прогнозировать, что если власть в Киеве утвердится, то из тактических соображений она сейчас поддержит крымских татар, но потом уже мириться с ними и исполнять их требования не станет. Больше того, следует ожидать, что последователи Бандеры поведут себя в отношении крымских татар достаточно жестко. Вероятно, они моментально будут объявлены сепаратистами. То есть надежды некоторой части крымских татар, что их союз с националистами в Киеве будет долгим явно несостоятельны.

А раз так, у России действительно сохраняются определенные возможности интегрировать крымских татар в рамках субъекта федерации, каковым, наверное, в конечном итоге и станет Крым. В конце концов, Татарстан на собственном примере прекрасно демонстрирует, что этнические татары могут иметь в России и свои национальные школы, и представительства в ряде субъектов федерации. То есть понятно, что прав в России у крымских татар будет явно больше, чем могло бы быть на Украине. Разумеется, если они не станут идти на конфликт с Москвой и все же откажутся от необоснованных и радикальных претензий на крымский полуостров. Здравый смысл должен диктовать крымским татарам именно такой сценарий.

Экс-глава Меджлиса Мустафа Джемилев попросил экс-главу Татарстана Минтимера Шаймиева о встрече, которая состоялась в Москве. Это можно рассматривать как некий позитивный знак, что России удастся «приручить» крымских татар?

— Минтимер Шаймиев лидер, безусловно, авторитетный, но в его постсоветском прошлом тоже были эпизоды, связанные с сепаратизмом. Достаточно вспомнить начало 90-х годов, а именно декабрь 93-го года когда при его участия были сорваны выборы в Государственную думу по всем избирательным округам в Татарстане и фактически был сорван референдум по Конституции России. И только после того, как они такими методами добились заключения договора между федеральным центром и республикой Татарстан, этот сепаратизм в оголтелой форме сошел на нет.

Так что я думаю, что легких путей ожидать не стоит. Но сейчас главное, чтобы на референдуме в Крыму в ближайшее воскресенье за объединение с Россией проголосовало большинство крымчан. Понятно, что останется и какая-то часть несогласных. Но это как раз будет показатель того, что никто никому руки не выворачивал и все сказки о голосовании под дулами автоматов должны остаться на совести тех, кто их придумывал.

И я, конечно, не думаю, что крымские татары могут быстро поменять те взгляды, которые им насаждались не только их радикальными лидерами, но и в том числе зарубежными эмиссарами, в том числе из Турции. Процесс переоценки взглядов займет очень много времени, к чему нужно быть готовыми.