http://tuofikea.ru/novelty

Переворот в Украине: ненужная правда

Во время всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм, писал Джордж Оруэлл. Проблема еще и в том, что, по большому счету, правда как таковая никому не нужна: «легкоусваиваемая ложь» — лучшее средство подчинить себе аудиторию, которая хочет слышать только то, что не нарушит «зону ее комфорта».

Вялотекущая, хроническая информационная война, которую Россия и Запад ведут много лет, перешла в острую фазу в связи с украинскими событиями. Обе стороны «ударили» по своим аудиториям всем имеющимся в наличии арсеналом. Запад палит стандартными зарядами с «осколками» в виде необходимости защиты демократических ценностей, свободы и прав человека, Россия отвечает залпами заявлений о фашистах, бандеровцах, нарушениях прав русскоязычных в Крыму.

Мировое сообщество разделилось на две неравные части: одна, более многочисленная, симпатизирует Западу, располагающему куда более мощной «пропагандистской машиной», вторая — преимущественно русскоязычная — России с ее ограниченным «информационным потенциалом». Есть еще те, кто не симпатизирует никому, но их совсем мало и они по большому счету ни одной из сторон не интересны.

Информационная война в чем-то схожа с шоу-бизнесом: конкуренты борются за симпатии аудитории. Но проблема в том, что вряд ли вы начнете слушать Филиппа Киркорова или группу «Блестящие», если всю жизнь любили Юрия Шевчука и Янку Дягилеву. Для этого вам нужно «перезагрузить» сознание, а только с помощью СМИ это невозможно.

В украинском информационном конфликте обе стороны пытаются играть на страхах и стереотипах: Россия пугает «коричневой чумой», Запад — новым Советским союзом. Причем у обеих сторон есть достаточно весомые аргументы в свою пользу, но они усваиваются только «своей аудиторией».

Западный обыватель убежден, что снайперы на Майдане были «наняты» Януковичем, и опровергающие это факты он просто не способен переварить — это нарушает «зону его личного комфорта». То же самое с пророссийской аудиторией: ей сложно принять тот факт, что Украина уже не часть СССР и имеет право на собственную политику, в том числе и такую, которая вызывает неодобрение в Москве.

В течение последних недель на радио Baltkom мы давали возможность высказаться огромному числу людей, придерживающихся разных точек зрения. После того, как у нас в эфире выступил премьер-министр Крыма Сергей Аксенов, нас назвали пророссийской радиостанцией, когда же мы дали слово экс-советнику Путина Андрею Илларионову, резко раскритиковавшему президента РФ, нас обвинили в том, что мы продались Западу.

Две аудитории, разделенные информационным фронтом, останутся при своем мнении и никакие факты не переубедят их в собственной правоте. Военное вмешательство НАТО в Югославию, интервенции в Ирак и Афганистан, едва не состоявшийся удар по Сирии не так возмущают западную аудиторию, как российского обывателя. Напротив, действия России в Чечне, Южной Осетии, теперь в Крыму находят поддержку в русском мире, но пугают Запад. Мир условно поделен на «хороших» и «плохих» парней. Как в истории со шпионами и разведчиками — если наш, то разведчик, если их — то шпион.

Комфорт при восприятии информации превыше всего — вот и весь принцип «великой медиавойны». Как бы ни изощрялись пропагандисты с противоположных сторон, аудитория все равно услышит только то, что хочет услышать. Ну а правда, как это ни прискорбно, действительно почти никому не нужна. Разве что только в качестве «вишенки на торте» — для красоты.