http://tuofikea.ru/novelty

Контроль не для всех

Проект закона «Об общественном контроле в РФ» лег на стол президента Владимира Путина. Кремлевская администрация таким образом закончила доработку и даже переработку того текста, который был составлен совместными усилиями Общественной палаты и президентского Совета по правам человека.

Напомним, что 12 декабря 2013 года в своем Послании Федеральному Собранию Путин много внимания уделил различным институтам гражданского контроля за органами власти. «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём, с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение», – заявил президент. Он также выступил за то, чтобы все ключевые будущие законы проходили широкую общественную экспертизу вместе с любыми стратегическими планами государства.

Пучин подчеркнул необходимость повысить роль общественных советов при ведомствах и органах власти и предупредил, что «они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции». Такое же пожелание было высказано президентом и в адрес общественных палат, начиная от федеральной и заканчивая муниципальными.

Стоит отметить, что в своем Послании парламенту Путин указал на конкретный закон с его точным наименованием и назвал конкретных ответственных за его скорейшее появление. «Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона «Об общественном контроле», – заявил тогда президент.

ОП РФ и СПЧ тут же принялись за работу, однако как на согласования внутри этих структур и между ними, так и на внешние консультации – с Минюстом, генпрокуратурой и президентской администрацией – было потрачено очень много времени. Из-за чего уже можно считать неисполненным конкретное поручение президента, который требовал внести законопроект об общественном контроле в Госдуму до 1 марта 2014 года.

Впрочем, главное здесь не сроки, а содержание документа, закладываемые в него нормы и принципы. Но именно с этим нет окончательной ясности. В СМИ уже появились сведения о результатах доработки проекта, которой он подвергся в Государственно-правовом управлении президента. Более того, стало известно, что СПЧ через свой президиум выразил несогласие с получившимся вариантом.

Дело в том, что кремлевские юристы сделали субъектами общественного контроля (то есть теми, кто его может осуществлять) лишь общественные палаты – федеральную, региональные и муниципальные, а также общественные советы при различных ведомствах и госструктурах. Именно они получают право запрашивать в органах власти всевозможные документы и данные (за исключением составляющих гостайну), заниматься мониторингом их деятельности, подвергая ее экспертной оценке, и даже присутствовать при принятии этими органами тех или иных решений. Ну, а самое главное право, которое в законопроекте дается всем этим общественным структурам, заключается в том, что они смогут писать госчиновникам различные запросы, на которые те обязаны отвечать, а потом подавать бумаги в прокуратуру и суды, писать жалобы всевозможным омбудсменам. Кстати, последние – и уполномоченные по правам человека в каждом субъекте РФ, и уполномоченные по правам ребенка, которые сейчас тоже появились в каждом регионе, и уполномоченные по делам бизнеса – все они тоже получают право стать инициаторами процедур общественного контроля.

А вот гражданам – как по отдельности, так и в организованном порядке – разрешается быть лишь участниками общественного контроля. То есть, ни общественные организации, ни НКО никаких проверок инициировать не смогут. У них есть лишь не очень четко сформулированные полномочия по проведению общественного мониторинга или обсуждения.

Совет по правам человека при президенте выступил против такого ограничительного редактирования законопроекта, в первоначальном тексте которого и граждане, и их объединения упоминались как основные субъекты общественного контроля. СПЧ также остался недоволен тем, что власти отказались создавать единый интернет-портал, на котором можно было бы выставлять все результаты проведенных проверок и указывать реакцию на них госорганов. Сейчас в проекте последним предписывается мотивированно отвечать общественным контролерам в течение не более 30 дней. Также госорганы должны учитывать итоговые материалы общественного контроля в своей деятельности.

Явно реагируя на замечание Путина о том, что общественные советы при ведомствах не должны формироваться исключительно из лояльных им людей, в законопроекте об общественном контроле кремлевские юристы заложили общий принцип их формирования. Оно должно происходить по итогам конкурса, организуемого Общественной палатой РФ. Правда, тут же заложена норма, которая этот общий порядок дезавуирует: «если по решению президента и правительства в том или ином ведомстве не предусмотрен иной порядок формирования общественного совета». Можно заранее предположить, что эта норма станет не исключением, а правилом для силовых и контрольных органов, для финансовых ведомств и части госкорпораций.

В проекте закона говорится также о «недопустимости смешения деятельности по осуществлению общественного контроля с политической деятельностью». При этом в нем не дается никакого определения понятию «политической деятельности».

В общем, после доработки проект закона об общественном контроле выглядит все еще очень сырым. Так что даже его внесение от имени главы государства не гарантирует ему беспрепятственного прохождения через Госдуму. Править текст и доводить его до ума все равно придется.

При этом законопроект ни разу не был опубликован в полном объеме. То есть, по сути дела, общество лишили возможности оценить то, что там было сначала и что получится в итоге. Не менее интересным является и тот факт, что полномочия, которыми предполагается наделить общественных контролеров, во многом совпадают с полномочиями тех же депутатов – как Госдумы, так и региональных заксобраний. И все они, кстати, с большим трудом добиваются того, чтобы исполнительная власть это полномочия признавала, отвечала на запросы быстро и по существу, прислушивалась к рекомендациям, предоставляла документы и сведения, звала на свои заседания и привлекала к принятию решений. Так что не стоит надеяться на то, что после появления нового закона об общественном контроле все чиновники тут же изменят свои бюрократические привычки и традиции.