http://tuofikea.ru/novelty

Тема реформирования «антипиратского» законодательства актуальна

Вступивший в действие с 1 августа 2013 года закон о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, открыл новую веху в истории Рунета, вызвав, тем не менее, массу споров и возражений. О готовности лично вникнуть в детали антипиратского законодательства заявил даже президент России Владимир Путин. По его словам, «это действительно очень важная вещь», поскольку «здесь и интеллектуальные права надо обеспечить, и не перестараться, чтобы не убить интернет».

Претензий действительно было много. Но все они касались не столько самого факта законодательного регулирования и обеспечения авторских прав в глобальной Сети, сколько указывали на недостаточную проработку документа. Представители интернет-индустрии отмечали расплывчатые формулировки «антипиратского» закона, возможность заблокировать целый сайт, наделение только Мосгорсуда полномочиями по рассмотрению дел о пиратстве, положения о предварительных обеспечительных мерах, позволяющие блокировать сайт еще до решения суда и т.д.

В сентябре того же года депутаты от «Единой России» Роберт Шлегель и Мария Максакова внесли свой вариант поправок в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Документ предлагал расширить действие такого законодательства на все объекты авторских и смежных прав, устанавливал возможность обращения правообладателя в суд по интеллектуальным правам, накладывал на истца обязанность указывать при обнаружении факта нарушения своих интеллектуальных прав точный адрес страницы сайта, а не ip-адрес.

Впрочем, коллеги «единороссов» по нижней палате российского парламента, в целом согласившись с необходимостью доработки «антипиратского» законодательства, назвали данную инициативу всё же преждевременной. В частности, депутат ГД Сергей Железняк пояснил, что до внесения конкретных законодательных инициатив по защите объектов интеллектуальной собственности, которые остались неурегулированными законодательством, необходимо завершить обсуждение положений будущего законопроекта с экспертами, представителями всех заинтересованных сторон.

В конце года тему расширения законодательного регулирования прав интеллектуальной собственности в интернете вновь поднял глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов. По его словам, законодатели сознательно не стали распространять этот закон сразу на все объекты, «потому что надо было посмотреть, как работает эта система». Но теперь, пояснил парламентарий, «проба прошла, суды работают нормально».

К реализации отложенных инициатив вернулись в нынешнем году. 24 февраля Сергей Железняк предложил к рассмотрению ряд поправок в «антипиратское» законодательство. В частности, он хочет распространить его нормы на все объекты авторских прав – музыку, книги, статьи, фотографии, игры и т.д. По словам автора документа, не совсем справедливо, когда одни авторские произведения законом защищаются, а другие нет.

Кроме того, предлагается усовершенствовать механизм блокировки нелегального контента. В случае принятия данных поправок, при наличии соответствующего судебного акта оператор связи должен будет ограничить доступ не просто к месту, где размещен нелегальный контент, а к самому пиратскому материалу, с тем, чтобы после принятого решения он не появлялся на ресурсе вновь и вновь. По словам разработчика, также отдельно прописана норма о том, что только в случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации он должен будет ограничить доступ к такому информационному ресурсу.

В законопроекте по-прежнему единственной регулирующей инстанцией остаётся Московский городской суд. Хотя сам Железняк признаёт, что было бы целесообразно задействовать потенциал суда по интеллектуальным правам. Правда, исключительно по причине возможного роста загрузки Мосгорсуда. «Сейчас проводятся специальные консультации профильного комитета по законодательству с судейским сообществом в целях выработки оптимальной схемы для эффективной судебной защиты авторских прав. Итоги консультаций обязательно будут учтены в качестве отдельных поправок в законодательстве», – добавил депутат.

Скорее всего, фильмами по-прежнему будет заниматься Мосгорсуд, а музыкой и играми – суд по интеллектуальным правам.

В целом же, действующими нормами «антипиратского» законодательства довольны в основном чиновники и правообладатели. Так, министр культуры Владимир Мединский именно с этими нормами связал успех кассовых сборов последних отечественных фильмов. Кроме того, по словам министра, в конце года сразу на 30 % увеличилось число покупателей легального контента через интернет.

Что же касается последних предложений, то в них заинтересованы в первую очередь представители музыкальной отрасли. По словам главы Национальной федерации музыкальной индустрии Леонида Агронова, из-за нелегального контента индустрия теряет около 700 миллионов долларов в год. «В то время как западный художник теряет от 5 % до 7 % своих гонораров в Рунете, русский художник теряет 95 %», – добавил он.

Аналогичную позицию, скорее всего, займут литературные авторы и издательства. Другое дело, что могут возникнуть споры по поводу распространения законодательства на все без исключения объекты авторских и смежных прав, в том числе логотипы и иные изображения. Не исключено, что в этом случае ситуация действительно может быть доведена до абсурда, поскольку де-юре автором может считаться любой человек, разместивший в Сети некий текст или фотографии.

Так или иначе, но тема реформирования «антипиратского» законодательства вновь актуальна. И помимо уже имеющихся предложений, наверняка стоит ждать новых, в том числе и экстравагантных. Как, например, идея обязать сайты, на которых можно выкладывать видео, при регистрации запрашивать паспортные данные пользователей, чтобы потом возможно было уголовное преследование правонарушителей.