http://tuofikea.ru/novelty

В России будет майдан гастарбайтеров

Россию в недалеком будущем ждет свой «майдан», только в отличие от Украины, его участниками станут недавние жители соседних государств. Причем – азиатских. Политологи Института национальной стратегии увидели корни для будущих возмущений в официальной концепции управления миграцией до 2025 года. Судя по этому документу, власти РФ лишь на словах ограничивают приток иностранцев. Основные положения миграционной политики предусматривают максимальное облегчение приезжими процедуры получения гражданства и вида на жительство.

«Сравнивая планы по решению проблемы, поставленные в статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» с мерами по регулированию миграции в последние годы, авторы исследования уже сейчас приходят к неутешительным выводам – чиновники топчутся на месте, предпочитая ведомственные интересы настоятельным требованиям времени. Пролонгация нынешней политики во взрывоопасной области чревата серьезными внутренними осложнениями. Проще говоря, страну ждет свой майдан – но не там, где его ищут правоохранительные органы» – приводит «Независимая газета» мнение ИНС и главы института, политолога Михаила Ремизова. Ремизов, проанализировав влияние миграционных процессов на социально-политические процессы в РФ и политику властей, пришел к выводу: «позиция руководства страны в отношении миграции идет вразрез интересам собственного населения». Суть официальной миграционной концепции на ближайшие 10 лет – максимальное упрощение процедур получения гражданства и вида на жительство в России:

«Мы можем пройти точку невозврата, которую в свое время перешли западные страны. Туда сначала приезжали гастарбайтеры, но потом они стали гражданами. Выяснилось, что проблема интеграции для следующих поколений в этой среде решалась все с большим трудом. Видимо, потому что количество переходит в качество, и когда формируются общины, в которых люди могут жить в более развитой стране, но среди своих соплеменников, стимулы к интеграции не работают».

После того, как в стране укрепились мигрантские диаспоры, которые облегчают новоприбывшим жизнь, но усложняют их интеграцию в общество, мигранты начинают жить на социальные пособия и перестают быть «трудовой армией». «Мы в какой-то момент не сможет решать проблему с помощью только инструментов миграционной политики» – констатирует Ремизов. «Это будут уже наши граждане, которые добавятся к неинтегрированным россиянам из регионов Северного Кавказа» – придумал зубодробительно-политкорректную формулировку политолог. Самая тяжелая проблема правительства – отсутствие правдивой статистики по мигрантам, считают в ИНС. В 2012 году руководитель ФМС сообщил, что на территории страны находятся 14 млн мигрантов. Затем официальная численность гастарбайтеров необъяснимым образом начала снижаться, при этом те же люди из ФМС ежегодно диагностируют стремительное увеличение объемов миграции. 20 ноября 2013 года в ФМС объявили, что в России 11,1 миллион иностранцев. А в начале 2014года (всего через два месяца) цифры главы ФМС уменьшились еще раз – до 10,4 миллионов мигрантов.

В ИНС не нашли объяснения фантастическому полету ведомственной статистики. Зато указали на одну из ключевых причин стремительного роста неофициальной миграции. Статистика основана только на регистрационных документах. Но это лишь часть миграционного потока. Нет учета по такому важному показателю, как семьи мигрантов: «К нам едут молодые женатые парни, но часто уже женатые. По опросам, средний размер семьи – 5-6 человек. Если мигрант легален, то он имеет право перевезти семью. Эта когорта мигрантов никем не учитывается». Среди опасностей, которую несут мигранты, в ИНС отмечают рост наркотрафика и эпидемий. В последнее время в Средней Азии и Афганистане были отмечены вспышки давно побежденных в «белом мире» чумы и проказы. «Недавняя вспышка брюшного тифа в Подольске, связанная с мигрантами, – нехороший звоночек» – отмечается в публикации. Основной же проблемой поощрения властями РФ миграции в ИНС считают импорт радикального ислама. Особенно – со стороны Афганистана и порубежных с ним бывших советских республик. «Если в России будет расти резервная армия исламистов, то при наличии саудовских денег и оперативной работы ваххабитов она может превратиться в боевую пятую колонну» – считает глава ИНС Ремизов. Отметим, что пока в мигрантах заинтересованы не только чиновники с идеей дешевых трудовых резервов, но и часть населения. Ничем другим невозможно объяснить, что в разгар кампании по выявлению «резинового жилья» для гастарбайтеров окраины городов-миллионников полнятся объявлениями о сдаче внаем жилья. Именно для гастарбайтеров. Вокруг приезжего неквалифицированного пролетариата вырастает еще одна сфера предпринимательства – как следствие запросов рынка.

Авторы исследования из ИНС утверждают, что в России нет острой нужны в мигрантах. Ссылаются они на официальное количество трудоспособного населения, которое в 2013 году насчитывало 86 миллионов человек. Из них около 36 миллионов официально не работают, либо получают лишь минимально законную зарплату – из чего исследователи делают вывод, что эти 36 миллионов «заняты в теневом секторе». «Приток дешевой рабочей силы – не в интересах граждан. И не в интересах страны – если она тянется к модернизации, а не в античность и Средневековье» – считает Михаил Ремизов. Впрочем, опыт Европы и США второй половины XX века (а власти РФ, судя по всему, пытаются адаптировать британские послевоенные миграционные схемы) показывает, что коренное население не стремится к «черной работе». А инновационный прорыв западного мира был обеспечен, во многом, благодаря труду мигрантов, высвобождению собственного населения для более сложных видов деятельности и переносу промпроизводства в Азию и Латинскую Америку. Если российские власти и дальше будут копировать опыт послевоенной Европы и евроэксперименты конца 90-х – начала 2000-х, то Россия неминуемо столкнется с теми же проблемами, что и ЕС. Возможно и с более крупными – по образцу Бишкека-2010. При этом остается совершенно неочевидной возможность повторения РФ технологического скачка Запада конца прошлого века.