http://tuofikea.ru/novelty

Гастарбайтеры обиделись, но ехать в Россию не перестали

Оказывается, само слово «гастрабайтер» кажется им, видите ли, оскорбительным

В свое время известный педагог и психолог Дейл Карнеги вывел три базовые потребности человека. По его мнению, каждый хочет, прежде всего, денег, любви и уважения. А на днях оказалось, что гастарбайтерам ничто человеческое не чуждо, и они желают того же. По крайней мере, речь зашла об уважении. Граждане иностранных государств, гостящие у нас по поводу работы, не хотят больше именоваться гастарбайтерами, а желают перейти в иной статус. Правда, сами не знают, какой.

Некоммерческая организация «Фонд помощи трудовым мигрантам из Средней Азии» провела среди них опрос в интернете на предмет этичности употребления слова «гастарбайтер» в отношении неквалифицированных рабочих. 80% опрошенных заявили, что данное слово является для них оскорбительным, пишет «Балтинфо».

Примечательно что год назад мигранты через правозащитников обиделись на вполне себе благожелательную инструктивную брошюру, как приспособиться к новой жизни, где их изобразили в манере шаржа довольно симпатичными малярными кистями, мастерками (кельмами) и вениками. Тираж брошюры был уничтожен, чтобы не травмировать психику гостей.

В этот раз мигранты призывают не употреблять слово «гастарбайтер» хотя бы в официальных заявлениях и прессе, говорится в сообщении пресс-службы организации.

Гм! А как же их теперь прикажете называть, если определение «гостевой рабочий» больше не устраивает? Можно, конечно, величать их гостевыми инженерами, гостевыми программистами и гостевыми менеджерами, но это будет неправдой.

Или стоит прибегнуть к волшебному слову прошлых времен «товарищ», под которое подходили все? Но это будет выглядеть диким анахронизмом и явно не приживется. Сейчас в ходу больше «господа», но и тут есть свои трудности. Во-первых, «господин» — понятие сильно расплывчато и ничего не проясняет. А словосочетание «господин гастарбайтер» будет выглядеть диковато. Какой он господин, если он гастарбайтер, и какой же он гастарбайтер, если он господин? Неувязочка получается.

Теоретически, можно было бы употреблять обращения, принятые у них на родине, вроде «ханум», «батыр», «бай» и т. д., но они в России почти малоизвестны. А даже если бы их и знали, то все равно наступила бы полная путаница с тем, кому какое подходит. На лице же не написано, откуда он приехал.

Слово «дорогой» из давнего рогозинского ролика партии «Родина» вроде бы всем хорошо, но тут наступают смысловые противоречия. Как называть человека «дорогим», если он вам совсем не дорог? Н-да, задали гостевые рабочие задачку.

Хотя, может статься, в словосочетании «гостевой рабочий» им не нравится только первая часть? Не хотят быть гостями, и все тут. Желают быть хозяевами или уже чувствуют себя таковыми.

Обратимся к истокам проблемы. Термин «гастарбайтер» первоначально возник в Германии в 60-е годы применительно к туркам, приезжавшим в страну на работу. Приглашало их правительство и предлагало вакансии, не пользовавшиеся популярностью у местных жителей по причине не престижности и низкой оплаты (грузчики, уборщицы и т.д.). Но те соглашались. Как потом оказалось, уезжать «гости» никуда не собирались и пустили длинные корни в Германии. Теперь там самая большая турецкая община в Европе. И, естественно, гастарбайтерами их больше никто не называет.

«Сегодня слово “гастарбайтер” употребляется в пренебрежительном смысле, как оценочное суждение, – считают инициаторы опроса. – Человека, который трудится на пыльных стройках и заводах, многие считают изгоем. А уж если он иностранец, “приглашенный” на работу из другой страны, то его легче обманывать и эксплуатировать. Это показывает практика правонарушений со стороны работодателей за последние годы».

Ну, со многим здесь можно поспорить. Квалифицированные рабочие в одинаковой спецодежде с крупным логотипом их службы на спине вовсе не воспринимаются, как изгои. Наоборот, всем известно, что платят им хорошо и они выполняют сложную работу, требующую большого опыта и серьезных навыков.

Все сказанное выше, скорее относится к примитивным трудовым процессам, которые еще называют мусорным трудом. А это уже, как говорится, кто на что учился. Не хочешь заниматься мусорным трудом? Повышай квалификацию. Учи язык, читай книги, перениманий опыт — никто не возбраняет. В противном же случае, как пел Владимир Высоцкий в песне про переселение душ: «Если туп, как дерево — родишься баобабом. И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь».

Так что, возвращаясь к формуле Карнеги, гастарбайтеры за свой труд получают ровно столько, сколько он стоит. Это относительно денег. Ну а любви здесь им никто и не обещал. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Найди ханум и будь счастлив.

Желаемое ими уважение имеет еще одну грань. По данным Главного следственного управления Следственного Комитета по Петербургу, мигранты совершают каждое пятое убийство в городе. Ранее в ГСУ СК РФ по Москве обнародовали статистику, согласно которой мигранты совершили 43% изнасилований и каждое пятое убийство. При этом количество преступлений, совершаемых гастарбайтерами, растет.

Это от чего? Потому что их не любят, мало платят или не уважают? В этом плане забавно будет вспомнить, как ведущие на Эхе Москвы, когда, при обсуждении проблемы мигрантов, им звонят слушатели и жалуются, что мигранты не уважают местных жителей, патетически восклицают: «А за что уважать?» Звонящие теряют дар речи и вешают трубку.

Спросим и мы. А разве не за что? Кто к кому приехал? И что у них осталось за спиной в родных краях? Сами-то разве не понимаете или просто прикидываетесь такими непонятливыми?

И все же, зря гастарбайтеры жаждут переименования. Народ придумает замену, но она может оказаться такой, что прежнее наименование покажется утонченным образцом высокого стиля.