http://tuofikea.ru/novelty

Быть свободным человеком: выбор без выбора?

«Без свободы не может быть счастья; свобода же не есть идеал.
Свобода сама есть единственное средство достичь свободы», — Джидду Кришнамурти.

Своб
да…. Разговор о ней, как правило, вызывает у людей оживленный отклик, провоцируя на жаркие споры и даже отчаянные поступки. Однако, несмотря на существующее многообразие мнений, большинство наших современников сходятся в том, что свобода лучше несвободы. Другое дело — многие ли готовы быть свободными людьми?

Вот и недавно обнародованные результаты исследования Фонда Общественного Мнения показали: свободные, самостоятельные, независимые люди нравятся 89% россиян, опрошенных социологами. При этом 54% — приходилось жертвовать ощущением свободы ради материального благополучия. А для 73% — стабильность важнее свободы.

Хоть, на первый взгляд, эти результаты и выглядят противоречиво, все же они вполне закономерны. Ведь в нашей повседневной жизни свобода человека зависит и от него самого, и от внешних обстоятельств. Так вот, более 80% участников опроса назвали необходимыми для того, чтобы чувствовать себя свободным: возможность выбора, возможность выражать свое мнение, а также материальную независимость. Но самый высокий процент (86%) выпал на необходимость заниматься любимым делом. А так как в среднем человек посвящает работе, которая далеко не всегда является любимым делом, порядка 70% своей жизни, выше перечисленные ответы выглядят очень даже логичными.

Интересно, что современный американский исследователь и философ Л. Рон Хаббард определил четкую взаимосвязь между работой и свободой, впервые описав в 1952 году анатомию жизни, как игры. Игры, состоящей из свобод, барьеров и целей.

Казалось бы, какое отношение к играм имеют серые будни большинства людей? Уж очень много нам известно примеров людей, работающих исключительно по причине того, что необходимо заработать на еду, одежду и крышу над головой. Тем не менее различные эксперименты и жизненный опыт неоспоримо доказывают, что любая работа, как и сама жизнь, по своей сути является игрой. И те, кто смотрит на свою работу, как на трудную, нудную, изнурительную необходимость, участвуют в игре на своем уровне. Вынуждено. В большинстве своем просто стараясь выжить на материальном уровне. Подобный подход к жизни и работе способен превратить человека в робота или раба, сводя на нет даже еще возможные свободы и достойные цели.

Это объясняет, почему некоторые люди зарабатывают себе на жизнь тем, о чем в приличном обществе и говорить-то не принято, стыдно. Но правда жизни состоит и в том, что любой из нас может подняться над тем уровнем игры, в котором он находится и увеличить свои свободы.

Как это бывает в жизни, можно рассмотреть на примере человека, который интересуется техническим прогрессом. Да, он хочет иметь высокооплачиваемую работу. А еще, ему нравится цифровая техника и поэтому он выбирает работу продавца телефонов. Чтобы иметь достойную зарплату, он должен продать много телефонов. Для достижения этой цели ему необходимо справиться с такими барьерами как отсутствие желания у клиента купить у него телефон, сомнениями потенциального покупателя, ограниченностью во времени для сделки и большой конкуренцией. Но у него есть и свободы — знание своего товара, умение и возможность представить его покупателю так, чтобы тот захотел его купить. Этот человек может поставить себе и более высокую цель — создать в городе магазин высококачественной цифровой техники. Легко можно себе представить как возрастут его барьеры, когда он примется за дело. Но каких свобод при этом он достигнет!

Идею о том, что жизнь и игра понятия не отделимые друг от друга высказывали ранее классические философы, писатели и поэты. Крылатыми стали слова из комедии Шекспира: «Весь мир— театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы и каждый не одну играет роль», а также из “Пиковой дамы” Пушкина «Что наша жизнь? — Игра!». Но только в середине XX века Роном Хаббардом впервые были создана философия игр, а также основанная на ней технология, позволяющие сделать так, чтобы жизнь и работа приносили удовольствие. Но это уже другой разговор.