http://tuofikea.ru/novelty

«Дело Сноудена»: новое ухо планеты

Экономист Олег Шендерюк — о кадровых последствиях разоблачения Сноудена и человеке, которому придется слушать весь мир.

Пару недель назад стало известно о назначении вице-адмирала Майкла Роджерса новым директором американского Агентства национальной безопасности (АНБ) после ухода с этого поста в марте Кита Александра.

Роджерс примет АНБ среди скандалов международного масштаба, связанных со слежкой за собственными гражданами и дипломатами других стран. Агентство сейчас находится под сильной атакой, с одной стороны, из-за своей активности, а с другой стороны, потому что информация об этой активности утекла в СМИ и стала достоянием мировой общественности.

Эдвард Сноуден действительно поработал на славу!

Но почему именно Роджерс?

Надо отметить, что по традиции АНБ разные части военных сил по очереди номинируют своего представителя на должность директора. Так, предшественник Роджерса генерал Кит Александер вышел из рядов армии, а его предшественник — из ВВС США. В этот раз пришла очередь ВМФ, однако это не единственная причина назначения Роджерса. Эксперты сходятся во мнении, что у вице-адмирала идеальные данные для занятия этой должности. Ветеран морского флота, специализирующийся в двух очень важных сейчас областях: сигнальная (электронная) разведка и кибервойны.

На данный момент Роджерс возглавляет отдел киберкомандования ВМФ, а после вступления в должность директора АНБ он будет совмещать свою позицию с должностью киберкомандования Пентагона. Своей более чем 30-летней службой Роджерс заслужил уважение американской армейской элиты.

Другим важным качеством Роджерса является его способность вести переговоры как с политиками в конгрессе (качество важное при частоте скандалов АНБ с последующими отчетами перед комиссией сената), так и с американскими медиа, под сильным давлением которых находится АНБ со времен Сноудена.

Роджерсу на своей нынешней должности зачастую приходилось консультировать высокопоставленных чиновников в министерстве безопасности, и он имеет свойство не гнуться под напором требовательных и властных политиков. К тому же Роджерс обладает не всегда свойственной сотрудникам Пентагона харизмой. Коллеги отмечают его хорошее чувство юмора и уверенность в себе, а также прекрасное умение говорить на публику.

Политический успех Роджерса, в отличие от, например, прежней славы нынешнего шефа Пентагона Чака Хейгела, обусловлен еще и тем, что он не скомпрометировал себя публичными заявлениями. Подобная публичная известность обычно сильно осложняет процесс утверждения в должности. Между тем Роджерс так и не прояснил своей официальной позиции по вопросу о границах неприкосновенности частной жизни и по поводу того, насколько государство имеет право собирать информацию о своих и чужих гражданах. А любое заявление по этому поводу (и pro, и contra, притом что Роджерс, скорее всего, полностью поддерживает курс на тотальное слежение), когда сам Барак Обама не знает ответа на этот вопрос, принесло бы будущему главе АНБ много проблем. А сейчас Роджерс или умело уходит от ответа на тему privacy, или отвечает так расплывчато, что к нему невозможно придраться.

Для российского читателя особенный интерес представляет вопрос, какую роль во всех этих перестановках в АНБ сыграла «работа» Эдварда Сноудена.

Эксперты, в частности директор проектов по разведке и обороне в Гарвардском университете, генерал Кевин Райан, считают, что никакой прямой роли в назначении Роджерса дело Сноудена не сыграло. В том смысле, что появление именно этого человека не символизирует изменения курса АНБ на тотальную прослушку. Приход Роджерса, считают многие, — результат его безупречной службы, личных качеств и умения маневрировать между медиа и политиками.

Роджерс поддерживает курс на кибервойны и называет киберпространство пятым полем битвы после суши, воды, воздуха и космоса, а также ратует за увеличение финансирования Пентагоном этого сектора безопасности.

Эта деятельность, равно как и умелый сбор и манипулирование информацией, стала в АНБ основной еще при прежнем руководителе. Роджерс, являясь первоклассным управленцем и специалистом, лишь продолжит киберэкспансию АНБ, а само АНБ, вне сомнения, будет следить за своими и чужими гражданами, если только не произойдет очередной серьезной утечки, поскольку администрация, хоть и не совсем публично, но поддерживает этот курс.

С другой стороны, разоблачения Сноудена привели к отставке Кита Александера с должности директора АНБ. И в этом плане укрывшийся в России шпион несет ответственность за назначение Роджерса на этот пост, так как последний был призван сделать всё возможное, чтобы утечки такого рода больше никогда не происходили, а сверхважная информация не становилась доступной второсортным сотрудникам самого агентства.

А в случае чего, Роджерс должен использовать свою стойкость, убедительность и изворотливость во избежание внутренних противоречий и всеобщего скандала.

Так или иначе, благодаря товарищу Сноудену дебаты по вопросам частной жизни и изменение отношения к АНБ вышли на международный уровень и привели к серьезным кадровым перестановкам. Впрочем, вполне вероятно, что при таком лидере, как Роджерс, агентство станет лишь сильнее и влиятельнее.