http://tuofikea.ru/novelty

Лживые и мертвые

Изучив анатомию, кремлевские пропагандисты взялись за биохимию. Для изучения их самих, пожалуй, пригодилась бы микробиология, но я в этой науке не силен. Ограничусь беглыми историческими маргиналиями, хоть и понимаю, что бойцам агитпропа они как мертвому припарки.

«Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью», — сказал Ницше.

Автор псевдодокументального опуса «Биохимия предательства» Константин Семин – лжец заядлый, поэтому совесть у него девственно чиста, как у младенца. Лгать ему нетрудно – для этого и существует испытанный в идеологических боях с империализмом жанр «вселенская смазь». С чем тут спорить? С телевизором? Выключи его, да и весь сказ. Но я пишу не для Семина, а для зрителя, которого он, возможно, смутил своим нахрапистым враньем.

Начинать можно прямо с эпиграфа – «Разлагайте все хорошее, что имеется в стане вашего противника» и так далее вплоть до слова «дивиденды», общеупотребительного в Китае VI века до н.э. Ничего подобного Сунь-цзы в своем трактате о военном искусстве не писал, а других произведений от него не осталось.

Фильм представляет собой мелкую нарезку примеров «предательства», грубо притороченных друг к другу. Хронология нарочно запутана, ни один пример не исследован, что между ними общего – неизвестно. В одном ряду очутились политик Милюков, генералы Краснов и Власов, правозащитник Ковалев, историк Чубайс и адвокат Фейгин. И над всеми витает мрачная тень обкома — вашингтонского, хотя иногда и лондонского.

Кого, например, предал лидер кадетов Павел Милюков? Царя? Британский посол Джордж Бьюкенен, оказывается, предупреждал Николая II: не сделаете то-то и то-то (что именно, не сообщается) – будет революция. У него уже и пятая колонна была наготове – Милюков с сообщниками. Не царя, значит, а Россию они предали.

Цитата из мемуаров Бьюкенена точная: «Вы находитесь, государь, на перекрестке двух путей, и вы должны теперь выбрать, по какому пути вы пойдете. Один приведет вас к победе и славному миру, другой — к революции и разрушению».

Но что это за один путь и что за другой, авторы не объясняют. Если верить послу, он уговаривал императора разрушить стену между ним и народом: «Не пожелаете ли вы говорить со своим народом? Не скажете ли вы ему, что ваше величество, будучи отцом своему народу, желаете работать вместе с ним, чтобы выиграть войну? Вам стоит, государь, только поднять свой палец, и они снова падут на колени у ваших ног, как это я уже видел в начале войны в Москве». Дельный совет, ничего не скажешь.

Что хотел сказать биохимик Семин своим рассказом о том, что исполнитель роли Мальчиша-Кибальчиша в советской картине 1964 года, правильный героический Сергей Остапенко, в которого якобы влюблялись советские девочки, живет теперь во Флориде? Неужели выдал буржуинам военную тайну? Променял любовь советских девочек на заморскую пайку? На самом деле девочки любили как раз неправильных мальчиков, и зрительскими симпатиями из этой пары пользовался как раз Плохиш, он же «вождь краснокожих», хулиганистый Сергей Тихонов.

Разумеется, центральное место в фильме Семина занимает классический, образцовый предатель – генерал Власов. Ему, конечно, не суждено занять почетное место в российском пантеоне. Он был вождем обреченных и сам понимал это. Но нельзя же таким жизнерадостным жеребенком скакать по костям, как это делает Семин. Я сам когда-то стоял на кладбище в Ново-Дивееве перед обелиском солдатам РОА. Меня привез туда ныне покойный Сергей Павлович Крыжицкий, хранитель бунинского архива, тоже, небось, предатель по семинской классификации – из перемещенных лиц. Профессором Йельского университета он стал далеко не сразу — первое время в Америке работал землекопом. До кладбища мы с ним были на Толстовской ферме, основанной близ Нью-Йорка Александрой Львовной Толстой, и Сергей Павлович познакомил меня с великой княжной Верой, доживавшей свой век в тамошней богадельне, и я приложился к ее высохшей руке, как к мощам. Я стоял посреди кладбища под ярким солнцем, смотрел на обелиск и думал: как же все сложно, намертво переплелось в один клубок, и ничего не вырвешь из сердца… Я не понимаю, как можно ровно ничего не почувствовать в таком месте и при этом продолжать считать себя русским.

Но Семин продолжает тупо лгать: немцы не пускали власовцев на фронт, но зато они «засучив рукава поработали в тылу» — намек на участие в карательных акциях, которого не было. Генерал Краснов повешен тоже, конечно, за дело – за статью в газете. А вот генерал-фельдмаршал Рундштедт в американском плену – отродясь он там не был, сидел в британском лагере. Какие-то американские конспирологи рассказывают про Гелена, как он передавал американцам свои «бесценные» архивы и агентуру, как толпами переходили в распоряжение новых хозяев военные преступники-«бандеровцы», включая генерал-майора войск СС Бронислава Каминского, который в августе 1944 года года был расстрелян по приговору немецкого военного трибунала за зверства при подавлении Варшавского восстания и уж, конечно, никаким «бандеровцем» никогда не был.

Архивы Гелена ни малейшей ценности для американской разведки не представляли, потому что разведчиком Гелен был бездарным, отношения ЦРУ со Степаном Бандерой были сложными – во всем этом надо разбираться, что я и делаю по мере своих слабых сил, общаясь не с фриками, а с серьезными исследователями.

Но давайте разбираться и с теми бывшими нацистами, которые работали на Москву. Они кто — предатели или, может, патриоты?По-моему, как ни назови, от них дурно пахнет. Ярлык ничего меняет в человеческой сути. Я не вижу в фильме Семина никакой концепции, а значит, и опровергать, спорить с ним совершенно излишне. Состряпанное на живую нитку лоскутное одеяло расползается по швам. Закончу для симметрии еще одним афоризмом Ницше:

Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.