http://tuofikea.ru/novelty

Проблема нехватки мест в СИЗО не в мигрантах

Проблема с нехваткой мест в столичных следственных изоляторах возникла не сегодня. По итогам 2012 года лимит наполняемости уже был превышен на 8%. Понимая, что свободных коек на всех «желающих» не хватает, УФСИН по Москве заботливо закупило для своих «гостей» раскладушки. Но если ситуация не изменится в сторону снижения «популярности» изоляторов, руководству службы, видимо, придется повесить над раскладушками гамаки. Корреспондент «Росбалта» постаралась разобраться в том, за счет чего растет численность подследственных, а главное: есть ли выход из сложившейся ситуации.

По итогам 2012 года московские СИЗО были переполнены на 8%. За год, по данным столичного управления ФСИН, численность заключенных выросла более чем на 1,3 тыс. человек и сейчас перелимит составляет 23,7% (10,7 тыс. заключенных при вместимости 8,6 тыс.). Ситуацияю связывают с ростом преступности среди приезжих. Так, по данным Мосгорсуда, которые еще прошлой весной озвучивала его председатель Ольга Егорова, 40% всех арестованных в столице составляют мигранты.

«В большинстве случаев следственные органы, действительно, ходатайствуют об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, являющихся гражданами ближнего или дальнего зарубежья, либо в отношении лиц, не имеющих на территории Москвы постоянной или даже временной регистрации», — пояснили в пресс-службе Мосгорсуда.

Возможно, увеличение количества мигрантов в московских изоляторах связано еще и с тем, что в прошлом году борьба с преступностью среди приезжих стала набирать новые обороты, и хватка пока не ослабла. Как бы то ни было, сейчас в условиях переполненности столичных изоляторов руководство службы вынуждено закупать раскладушки, чтобы разместить всех подследственных.

«Сегодня на каждого задержанного приходится по 3,6 квадратных метров, тогда как по нормативу положено четыре. Некоторые заключенные вынуждены спать на раскладушках», — отметил председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Антон Цветков, который регулярно инспектирует тюрьмы.

Однако собеседник агентства не стал обвинять мигрантов в том, что они «обживают» российские тюрьмы, и именно из-за них мест в СИЗО не хватает для преступников своих, российских. Ведь изоляторы активно пополняют и россияне, москвичи.

«Я достаточно часто проверяю столичные изоляторы и, с моей точки зрения, в них находится определенное количество социально неопасных граждан. Я обратился к руководству ГУВД Москвы, Мосгорсуда, Следственного Комитета с просьбой при определении меры пресечения руководствоваться не формальными признаками, как зачастую сейчас происходит, а детально изучать личностные характеристики подследственных и оценивать их потенциальную опасность для общества. Зачастую под арест граждане попадают только потому, что у них якобы есть связи в органах государственной власти. Но сейчас в Москве практически у всех есть подобные связи. Существенную роль в принятии решения играет и наличие у человека загранпаспорта. И таких «обстоятельств» много. Суд, как правило, не выслушивает доводы защиты и больше доверяет обвинению. Именно поэтому в СИЗО попадают те, для кого достаточной мерой пресечения был бы домашний арест», — отметил Цветков.

Согласилась с ним и член Общественной палаты РФ, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Мария Каннабих. По ее мнению, за совершение многих правонарушений граждан РФ можно было бы отправлять не в СИЗО, а под домашний арест. Тогда освободились бы места для более серьезных преступников. Сейчас же в СИЗО отправляют учителей и врачей, попавшихся на взятках, горе-предпринимателей, намухлевавших с грантами в 200-300 тыс. рублей.

«Мы ратуем за то, чтобы те задержанные, которые совершили незначительные преступления, содержались вне изоляторов. Особенно это было бы актуально в отношении женщин с маленькими детьми, подростков, которым совершенно не нужно находиться в камерах с другими подростками, совершившими более тяжкие преступления», — отметила собеседница агентства.

Или, как минимум, эти люди должны содержаться в приличных условиях, обеспечить которые в переполненных изоляторах вряд ли представляется возможным.

По словам Каннабих, в некоторых странах, если свободного места для преступника в тюрьме не нашлось, ему приходится вставать в очередь и ждать, когда таковое освободиться, чтобы отбыть положенное наказание. Такой подход практикуется в Норвегии, Франции и ряде других стран. В качестве временной меры нечто подобное можно было бы предложить и столичным изоляторам.

Однако в долгосрочной перспективе строительство новых СИЗО, конечно, необходимо, уверена эксперт. Вывести изоляторы за пределы города можно было бы за счет инвесторов, взамен передав им исторические здания, например, для создания музеев.

В свою очередь председатель ОНК вообще предложил свести все столичные изоляторы в одно место. «Необходимо построить высотное здание, перевести туда все подразделения СИЗО, создать соответствующее подразделение суда, медчасть. Я уверен, что это можно сделать на уровне государственно-частного партнерства: найти инвестора, который построит высотку, оборудует ее. Взамен же передать ему освободившиеся помещения», — отметил он.

Но инициировать строительство новых изоляторов должна именно ФСИН России, которым просто некуда размещать арестованных, подчеркнул собеседник Цветков.

Правда, строительство нового центра — не единственный и не лучший выход, уверен он. Ведь при сохранении существующего подхода к определению мер пресечения новые СИЗО также будут переполнены. Конечно, упрекнуть судей с точки зрения законодательства не в чем — все формальности соблюдены, все в рамках закона. «Нам приходят справки, и мы проверяем, на каком основании лица находятся в следственном изоляторе. В подавляющем большинстве случаев осужденные либо подсудимые находятся в СИЗО на законных основаниях», — заметили «Росбалту» в пресс-службе Мосгорсуда.

Но, по словам экспертов, в ряде случаев не было бы нарушением и помещении подследственных под домашний арест, а не в изолятор.

«Важно, чтобы судьи объективнее рассматривали все обстоятельства при принятии решений об аресте, и по этому вопросу должна быть четкая позиция руководства Мосгорсуда», — подчеркнул Цветков.

Раскритиковал московских судей и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, который на прошлой неделе заявил журналистам, что возьмет ситуацию на контроль и даже пообещал проанализировать, почему на фоне общего снижения количества арестов по России в столице сложилась такая ситуация. Он также отметил, что готов рассмотреть этот вопрос на президиуме Верховного суда.