http://tuofikea.ru/novelty

Рождение ребенка в Беларуси — риск бедности

Рождение ребенка в Беларуси до сих пор является риском приближения к черте бедности, и при этом суммарнеый коэффициент рождаемости составляет 1,6, в то время как для нормального развития страны он должен быть равен 2,1. В стране низкая потребность в детях: ее реализует около 70%.

Каждый третий отказывает себе в продолжении рода из-за социально-экономических условий. Решить демографическую проблему в Беларуси не удастся и за счет приезжих, единственно верный путь — материальная мотивация граждан. Но и здесь важно не пробудить иждивенческие настроения. Об этом шла речь в программе «Амплитуда», очередной выпуск которой посвящен демографической политике.

Гостьями студии были демограф Людмила Шахотько и аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Елена Артеменко.

Почему демографическая проблема должна волновать меня как гражданина страны?

Людмила Шахотько: В конце 90-х годов мы были на одном из последних мест по уровню рождаемости. В настоящее время суммарный коэффициент рождаемости у нас 1,6. Это количество детей, которые в среднем рожает женщина за свою жизнь. Для простого воспроизводства необходимо, чтобы в среднем на каждую женщину приходилось 2,1 ребенка. Но такой показатель, как у нас сейчас, характерен для многих стран Европы.

В решении этих вопросов должно быть заинтересовано общество. В настоящее время в республике достаточно низкая потребность в детях. Примерно 70% реализуют имеющуюся потребность. Но 30% не могут ее реализовать из-за тех или иных социально-экономических условий. Поэтому люди откладывают рождение желаемого ребенка. Цель государства – способствовать, чтобы население реализовало эту потребность полностью. Необходимо формировать у молодых семей установку на большее количество детей.

Граждан должна волновать демографическая ситуация хотя бы потому, что наши пенсии зависят от количества трудоспособного населения. А так как уменьшается количество родившихся, уменьшается и количество людей трудоспособного возраста. В результате мы можем прийти к тому, что не из чего будет платить пенсии.

Елена Артеменко: По прогнозам Белстата к 2020 году количество трудоспособного населения сократится на 500 тысяч. Из-за этого будет сокращаться социальная поддержка.

Какие составляющие воспроизводства населения оказывают наибольшее влияние на его убыль: смертность, снижение рождаемости, миграция?

Людмила Шахотько: В 2013 году впервые с 1993 года увеличилось количество населения на 4 тысячи, и количество родившихся превысило количество умерших. Больше 70% рождений приходится на женщин от 23 до 35 лет. В ближайшее время этого возраста достигнут те, кто родился в 90-е годы, а до 2003 года шло быстрое уменьшение количества родившихся. Естественно, эти женщины не смогут родить столько же, сколько рожали до них.

В Беларуси реализуется национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 год. Какие инициативы государства были наиболее эффективными?

Людмила Шахотько: Если бы не было этой программы, по социально-экономическим факторам родилось бы на 300 детей меньше, а в 2012 году – на 1 тысячу детей.

Елена Артеменко: Цель программы сохранить к 2015 году численность населения 9 млн 450 тыс.. Но это не та задача, которая заставляет прыгать выше головы, и в рамках этой программы не было принято серьезных мер по повышению рождаемости. Несмотря на поддержку демографической ситуации, экономика вынуждает нас сдерживать планирование рождения ребенка.

Людмила Шахотько: У нас разрабатывается новый проект «Большая семья», в котором предусмотрены хорошие меры для повышения рождаемости.

Через какое время можно будет оценивать эффективность мер, принятых сегодня?

Людмила Шахотько: Как показывает статистика, люди довольно активно отзываются на положительные изменения. Но пока, несмотря на положительные явления, ожидается снижение рождаемости.

Елена Артеменко: Сложно понять, когда надо оценивать результаты. По опыту исследований Западной Европы, где активно начали бороться с проблемой депопуляции в 70-80-е годы, можно сказать, что значимые результаты будут заметны через 10 лет. Исследования Аткинсона показывают, что повышение пособия на ребенка на 10% по отношению к общему доходу семьи увеличит фертильность женщины на 25%.

Экономический эквивалент стоимости жизни среднестатистического белоруса составляет 100 тыс. долларов. На что влияет стоимость жизни человека?

Елена Артеменко: Эта цифра используется при оценке морального ущерба при смерти близких людей. Эти данные также можно использовать для иллюстрации того, зачем нам нужно увеличение количества населения. Цифры высчитываются исходя из ВВП на душу населения, затрат, которые необходимы для того, чтобы вырастить человека, совокупного количества зарплаты. Это та добавочная стоимость, которую каждый новый житель привносит в экономику страны, фактор роста и экономического развития.

Есть ли в Беларуси специфические черты убыли населения?

Людмила Шахотько: В европейских странах превышение смертности над рождаемостью с лихвой покрывается количеством приезжих. В Беларуси этот фактор не так существенен. Мы делали гипотетические прогнозы, которые показали, что даже если в нашей республике будет самая низкая в мире смертность (как в Японии), количество родившихся останется прежним, а количество умерших резко вырастет через пару лет после отсрочки.

Мы предположили, что в Беларусь каждый год приезжает 50 тысяч человек. Рождаемость увеличится, но страна не сможет адаптировать приезжее население. Получится такая же ситуация, как во Франции. Если к нам в таком количестве будут приезжать мигранты, уже в середине века треть населения составят иностранцы. К концу столетия при такой динамике останется треть коренного населения. Поэтому наша демографическая политика направлена сразу на три составляющие.

Елена Артеменко: Мы переняли у Западной Европы некоторые негативные тенденции. У нас трансформировались традиционные ценности. В обществе рисков человеку необходимо принимать много решений относительно будущего благосостояния. Он тратит много лет на образование. Отодвигается возраст первого рождения, сокращается количество вторых и третьих детей в семье. Если развивать семейную политику, принять закон о гендерном равенстве, улучшить положение женщины на рынке труда, давать возможность комбинировать воспитание ребенка, ведение домашнего хозяйства и частичное трудоустройство, у нас есть шанс повысить воспроизводимость населения.

Началась работа по разработке следующая программа демографической безопасности. Какие уроки нужно учесть при составлении будущего документа?

Людмила Шахотько: Все, что было принято, действует благотворно. Жилищные льготы для семей тоже дали определенный эффект. Будет уменьшаться численность населения детородного и трудоспособного возраста и увеличится численность пожилого возраста. Поэтому, несмотря на пользу программы, в ближайшее время демографическая проблема будет еще острее. Необходимо реализовывать программу «Большая семья», в которой предусмотрен материнский капитал. Люди увидят, что государство их поддерживает, и это тоже будет положительно сказываться на их решении о количестве детей в семье.

Какие советы вы бы дали разработчикам будущей национальной программы демографической безопасности?

Елена Артеменко: Я бы посоветовала научиться выискивать средства для реализации серьезных структурных изменений, существенного увеличения пособий, чтобы оно составляло значимую часть семейного дохода. Я сомневаюсь, что в новой программе будет учитываться введение материнского капитала. Этот проект очень скромно комментировали в Министерстве труда. Основные усилия я бы направила на повышение рождаемости. Важно учитывать другие структурные факторы: законодательство рынка труда, гендерное равенство, которые действительно влияют на принятие решения женщиной.

Людмила Шахотько: Материальные пособия не должны быть слишком большими и способствовать иждивенческим настроениям. В настоящее время пособия детей не являются стимулом рождаемости. Но они должны быть увеличены, чтобы уравнять материальное положение семей с детьми и семей без детей. Рождение очередного ребенка у нас до сих пор является риском приближения к черте бедности. Важнейшей задачей я считаю повышение зарплаты до такого уровня, чтобы она позволяла семье воспитывать хотя бы трех детей. У нас снижается потребность в детях не потому, что снижается их ценность. Ценность детей даже возрастает, просто стоимость воспитания ребенка в настоящее время резко увеличилась. Родители, которые ответственно относятся к воспитанию детей, хотят, чтобы они посещали и кружки, получали дополнительное образование, занимались музыкой, изучали иностранные языки. И это нужно приветствовать, потому что важно не только количество, но и качество детей.

В чьей компетенции лежит решение демографической проблемы: государства или граждан?

Людмила Шахотько: И тех, и других.

Елена Артеменко: Я возлагаю большую ответственность в этом вопросе на государство. У нас высока ценность семьи, и счастье человека связано с семейными отношениями. Государству, которое думает о будущем, необходимо принимать серьезные меры.