http://tuofikea.ru/novelty

Лишние люди: о грядущих увольнениях чиновников

Министр финансов России Алексей Кудрин обнародовал, cкольким российским чиновникам ждать увольнения со службы

На заседании правительства Кудрин представил абсолютные цифры сокращения российских госслужащих. За период с 2011 по 2013 годы работы лишатся 93 тысячи человек. Сокращение пройдет неравномерно в течение трех этапов и принесет бюджету экономию в 33 миллиарда рублей. Кудрин отметил, что в текущем году ликвидируют 23 тысячи позиций в российском госсекторе. В 2012 году тенденция к «кадровой оптимизации» должна будет сохраниться. Больше всего увольнений ждать в 2013-м: 46 тысяч. Отсрочка дается госучреждениям для того, чтобы решение об увольнениях было максимально продумано, отмечают в правительстве.

По плану, озвученному в кабинете, увольнения коснутся его собственной системы. Аппарат правительства в ближайшие два года должен будет сократиться на 20%. В соответствии с указом президента Медведева, на 20% в среднем должно поредеть и российское чиновничество. Но вот в чем странность: решение о двадцатипроцентном сокращении было принято еще в январе, а публикация конкретных цифр отложена до лета. Когда же данные по числу сокращаемых были представлены, выяснилось, что речь идет о гораздо более скромной доле. По состоянию на 2009 год в России 846 тысяч 307 чиновников. 20% от этой цифры не 93 тысячи, а в 2 раза больше.

Сокращения в истории российского чиновничества являются непрерывным процессом. Во времена президента Путина, в 2004 году, была запущена кампания по урезанию числа госслужащих. Тогда в России уменьшали число министерств. Борьба с бюрократизацией со временем сошла на нет. Число чиновников не пожелало сокращаться, и за 2000-е не только не уменьшилось, а возросло в 1,74 раза.

За последние 10 лет чиновников стало вдвое больше, и власти надумали начать все сначала. Повторение мер оказывается буквальным: так, в середине 2000-х уже объявлялось о сокращении аппаратов президента и правительства. Одновременно с этим продолжился рост числа провинциального чиновничества. С 1999 года число госслужащих в регионах России увеличилось в 2,25 раза, поставив рекорд среди профессиональных сообществ за это время.

В России чиновники традиционно пользуются плохим кредитом. Вместе с тем, даже и при реальном сокращении чиновных штатов можно сохранить бюрократизацию, переложив функции госслужащих на чужие плечи. Как работает эта инновация, можно понять, ознакомившись с правилами регистрации малого бизнеса. К примеру, желающим основать частное медицинское предприятие потребуется заключить контракты ни много ни мало с десятком служб — от пожарных и до химчистки. Ни одна из них не является бюрократической сама по себе, но приобретает нужные свойства, когда клиент приходит с просьбой не об услуге, а о справке. Тут зарождается коррупция и раскрываются все особенности бюрократической системы.

Обращает на себя внимание и еще одна особенность рассуждений Кудрина. Министр оценивает сокращения чиновников через призму бюджетной экономии. Преимуществом жесткой политики становится пополнение деньгами казны. Не снижение бюрократического пресса и оздоровление морального климата, а сокращение бюджетных обязательств и расходов вызывает энтузиазм у Кудрина. Министр не против того, чтобы сэкономить. Но в контексте его подхода между сокращением чиновников и любых других бюджетных позиций не просматривается особенной разницы.