http://tuofikea.ru/novelty

Олимпиада для своих и чужих

Как спецслужбы не пускают на соревнования в Сочи политических оппонентов власти

Какие бы скандалы ни окружали стройку в Сочи, Олимпиаду-2014 ждали. Ждали, потому что это праздник, а праздников в нашей жизни и так немного. И праздник случился. Но не для всех. Игры, в Хартии которых записано: «Любая форма дискриминации по отношению к государству или человеку на основе расы, религии, политических убеждений, пола или чего-либо еще не совместима с принадлежностью к олимпийскому движению», в российском варианте оказались закрыты для политических оппонентов власти

«Пришел я на Лубянку, поговорил там с дежурным офицером. Объясняю ему: если у вас имеются ко мне какие-то вопросы, вы задайте их, давайте проясним ситуацию. Он мне ответил: «Претензий к вам нет, а если появятся, мы сами вам сообщим об этом, — рассказывает The New Times Максим Кац, депутат муниципального собрания московского района Щукино, которому 13 февраля, несмотря на забронированную гостиницу и купленные билеты на биатлонную эстафету и шорт-трек, отказали в получении паспорта болельщика, который абсолютно необходим для посещения олимпийских соревнований в Сочи. Причина? «Я запросил бумагу в Центре регистрации болельщиков (репортаж из центра на стр. 33), — говорит Кац, — но мне ответили, что таких документов не выдают, что Оргкомитет (Олимпийских игр) отказывает без объяснения причин». Максим Кац, конечно, много где «наследил»: входил в Координационный совет оппозиции, работал в штабе Алексея Навального, когда тот избирался в мэры Москвы, возглавляет «Городские проекты», которые озабочены облагораживанием российских городов, но в полицию не попадал, ни административных, ни уголовных дел против него тоже нет. Тогда за что его лишили праздника в Сочи? Телефон горячей линии главного билетного центра ответа тоже не дал. Все, что удалось ему узнать, — проверкой болельщиков занимается ФСБ. Потому и отправился на Лубянку.

«Еще я звонил в Международный олимпийский комитет, отправил туда факс, разослал несколько писем — в том числе и на имя председателя Российского оргкомитета Дмитрия Чернышенко, — перечисляет Кац принятые меры. — Ну и жду теперь, чего будет».

Отказники

Точное число людей, которым отказали в праве посетить Олимпийские игры в Сочи, неизвестно, но историй хоть отбавляй. Так, главный редактор оппозиционной газеты «Калуга вечерняя» Сергей Фадеев купил билеты на серию хоккейных матчей в Сочи еще в конце прошлого лета, паспорт болельщика получил 21 сентября, специально поехал для этого в Москву с женой. Обошлось без проблем, Сергей со спокойной душой купил авиабилеты. Однако 28 января ему пришло эсэмэс, а потом и письмо на электронную почту: «Ваша заявка на паспорт болельщика была отклонена». Все как у Каца. Сергей тут же позвонил в билетный центр, однако там ему предложили отправить жалобу через сайт центра в интернете. На 11 его писем-запросов ни одного ответа так и не пришло. «Я ни разу не был судим, за мной даже административки никакой не числится, — сказал Сергей The New Times, — меня ни разу ни на каких митингах не задерживали, так что формальных причин для отказа просто нет. Как я понимаю, спецслужбы в последний момент отправили запросы в регионы, а местные власти включили туда всех своих оппозиционеров. Меня калужские власти не очень любят, так что неудивительно, что я попал в такой стоп-лист».

Чтобы сдать билеты на матчи, Сергею нужно было снова ехать в Москву и писать заявление в Главном билетном центре Олимпийских игр, однако журналисту удалось продать их через интернет. Без финансовых потерь, впрочем, не обошлось: авиабилеты пришлось сдать со штрафом 5 тыс. рублей.

Журналист обратился в правозащитную ассоциацию «АГОРА». Юристы составили иск и 13 февраля подали его в Адлерский районный суд. «Можно было и в Москве подать, но мы решили, что лучше в Сочи», — говорит сочинский адвокат Александр Попков, который сотрудничает с «АГОРОЙ» и принимал участие в этом деле. И вдруг 14 февраля, вечером, прямо во время подготовки данного материала Фадееву приходит на телефон еще одно сообщение — от олимпийского Оргкомитета: «Ваша заявка одобрена». «Трудно сказать, чего они испугались: иска, который мы подали, шумихи или чего-то еще», — недоумевает адвокат Попков. Сам Фадеев этой внезапной милости не обрадовался: «Я уже пропустил все матчи, на которые хотел попасть, и продал билеты. Я думаю, в Оргкомитете понимали, что никуда я теперь не поеду, поэтому и разрешили».