http://tuofikea.ru/novelty

Удар по оборотням в погонах и без

Власть только сейчас начала задумываться над реальным механизмом уголовной ответственности для коррупционеров.

В российском Уголовном кодексе может появиться новая статья для коррупционеров. Так, МВД предлагает ввести в УК специальную статью 290.1.1 (получение незаконного вознаграждения) для чиновников, которые берут деньги за обещание оказать влияние на коллег. По замыслу авторов инициативы, которую недавно в стенах Госдумы обсуждали депутаты, силовики и эксперты, уголовная ответственность по такой статье должна наступать вне зависимости от того, были ли у взявшего деньги чиновника полномочия решить конкретный вопрос или нет.

Отмечается, что сейчас значительная часть таких преступлений квалифицируется как мошенничество (159-ая статья УК), даже если чиновника или представляющего его посредника ловят с поличным. По словам замначальника управления экономической безопасности МВД Бориса Колесникова, это происходит потому, что часто чиновники получают деньги за решение вопроса, который не находится в их непосредственной компетенции. Привлечь же к ответственности вымогающего взятку налогового инспектора, потому что решение о штрафе принимает не он, а руководитель налогового органа – невозможно. К тому же мошенников наказывают мягче, чем взяточников (максимум 10 лет, а не 15), и оштрафовать можно только на миллион, тогда как взяточникам грозят более серьезные суммы штрафов.

Надо ли вводить в УК новую статью?

По мнению руководителя антикоррупционного комитета Московской области Сергея Королева, с учетом того, какого уровня и размаха в России достигла коррупция, все разумные методы борьбы с ней хороши.

— Наши чиновники буквально «торгуют влиянием», злоупотребляя своими должностными полномочиями. Поэтому дополнить Уголовный кодекс предложенной статьей надо. Тем более, что наш УК на протяжении уже длительного времени не менялся и ту же 159-ую статью надо бы более подробно квалифицировать с учетом развития рынков и законодательных институтов общества.

Понятно, что эта норма требует тщательной проработки, обсуждения с экспертами. Не секрет, что большинство совершаемых на сегодняшний день преступлений должностными лицами у нас зачастую переквалифицируют, переходя на 159-ю статью, где степень ответственности значительно меньше и в конечном итоге проходящие по этому делу люди получают мизерные сроки либо вообще отделываются штрафами. Ведь тех самых посадок, о которых нам так любят докладывать с экранов телевизоров высокие чины, реально не происходит. Подтверждение тому: истории с Васильевой и Сердюковым, фактический развал нашумевшего «дела прокуроров» и многие другие примеры, когда сама система допускает небольшие ошибки, умышленные или не умышленные – сказать трудно. В итоге дела разваливаются, и люди не несут ответственность за причиненный ущерб государству.

Но говоря о борьбе с коррупцией иногда просто поражаешься «последовательности» наших и законодателей. Буквально несколько дней назад в Госдуме первое чтение прошел законопроект смягчающий законодательство, согласно которому чиновникам могут снова разрешить через трастовые компании заниматься бизнесом. Получается интересная ситуация: вроде бы руководство страны говорит и совершает действия, направленные на уменьшение коррупции и сохранение бюджета в целости и сохранности, но другой рукой производит диаметрально противоположные действия.

Адвокат Московской коллегии адвокатов, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов (он в качестве эксперта присутствовал в Госдуме на обсуждении законопроекта) полагает, что менять уголовное антикоррупционное законодательство в России необходимо. Причем неважно каким способом – введением в УК новой статьи или поправками в уже существующие. Главное, чтобы взяточники получали по заслугам, а следственные органы не могли переквалифицировать дело о взятке в дело о мошенничестве.

— Почему должностные лица и их посредники уходят от уголовной ответственности за взяточничество с переходом на статью мошенничество? Дело в том, что сегодня есть пробелы в законодательстве, которые позволяют взяткополучателям уходить от строгой уголовной ответственности. И по статистике у нас взяткодателей привлекается в два раза больше, чем взяткополучателей.

На мой взгляд, новая статья УК должна быть сконструирована так, чтобы в первую очередь у сотрудников правоохранительных органов не было возможности переквалифицировать дело.

Приведу пример из своей практики. Например, моя подзащитная Яна Яковлева (сейчас она – правозащитница, возглавляет организацию «Бизнес-Солидарность») проходила потерпевшей по делу коррупционеров. Кстати, инициатива, о которой мы говорим, инициирована не только МВД, но СКР и «Бизнес-Солидарностью». Так вот, в 2012 году к ней пришел налоговый инспектор, провел проверку её бизнеса и сказал, мол, у вас много недостатков, вот вам телефон сотрудника, с ним вы можете решить вопрос. В конечном итоге она обратилась в УБЭП, и налоговый инспектор, а также посредник, телефон которого он дал Яковлевой, кстати, бывший полицейский, были задержаны с поличным. Они вымогали у Яны 3,5 миллиона рублей – это особо крупный размер и им вменили покушение на взятку, которая карается сроком до 15 лет. В адрес Яковлевой поступали угрозы, но дело этих коррупционеров следователь переквалифицировал. В итоге налоговик получил два года (плюс штраф 150 тысяч рублей), его сообщник – год и девять месяцев.

«СП»: — То есть эту статью в УК вводить надо?

— Да, не согласиться с авторами этой инициативы нельзя. Другое дело, что пока предлагается сырой вариант закона, под действие которого могут попасть и уборщицы и те, кто обещает «решить вопрос», но на самом деле не является должностным лицом. Получится, что удар будет нанесен не по силовикам, которые переквалифицируют дела, а по людям, которые включаются в коррупционный процесс – бухгалтеры, технически работники в судах и т.д. Конечно, и они не должны уходить от ответственности, но, согласитесь, это не та категория людей, которая интересует население страны. Народ заинтересован, чтобы были привлечены крупные взяточники.

На этом совещании в Госдуме я предложил в число отягчающих наказание обстоятельств добавить категорию людей, знающих оперативно-розыскную деятельность, потому что их довольно сложно задержать и заключить под стражу. Также я выступил против сниженных порогов привлечения к уголовной ответственности. Если раньше по 159-ой срок лишения свободы составлял от пяти до десяти лет, то теперь – от двух месяцев и до десяти лет. И это – реальная лазейка для коррупционеров. Поэтому сейчас главное сделать все возможное, чтобы закон после внесения поправок был принят. Довести его до ума – можно, это — детали, главное, чтобы реально начали бороться с коррупционерами, а не изображали видимость этой борьбы.