http://tuofikea.ru/novelty

Криминальное Приморье

Статистика преступности в крае растет, несмотря на бравые рапорты полиции.

Полиция и прокуратура Приморского края отрапортовали об итогах борьбы с преступностью за прошлый год. Полицейские уверены, что «их профессиональная работа не допустила всплеска криминальной активности на фоне незначительного роста преступности». В надзорном ведомстве наоборот — удручены «ухудшением криминальной обстановки» и недооценкой полицейскими профилактической работы. Эксперты отмечают продолжающийся рост преступности на фоне засекречивания ее статистики от общественности.

Глава приморской полиции Николай Афанасьев, предпочел отчитываться перед депутатами профильного комитета крайпарламента о работе ведомства без «посторонних ушей». И журналистов, пришедших на заседание, удалили из зала. Тем не менее, сведения просочились. Согласно статистике, которую Афанасьев пытался засекретить от СМИ, за минувший год в Приморье было зарегистрировано почти 52,5 тыс. преступлений — рост 9% в сравнении с прошлым годом, или около 40% от общего числа преступлений, выявленных в Дальневосточном федеральном округе.

При этом более чем на тысячу увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений. На 30% выросло количество мошенничеств и убийств, и на 5% — случаев причинений тяжкого вреда здоровью. В результате преступных посягательств в крае погибли 860 человек, что на 16% больше чем в 2012 году. Нельзя не заметить и 23-процентный прирост наркопреступлений. А также — 35-процентный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

По словам главы Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко, уровень раскрываемости преступлений в Приморье практически не изменился и составил 41,3% (для сравнения: в Дальневосточном округе — 52,3%, а в целом по России — 56,6%). Несмотря на установленные видеокамеры и патрули, не стало безопаснее и в общественных местах, где было совершено 16,6 тыс. преступлений. А раскрыто менее трети из них. Очевидно, что похвастать нынешнему начальнику УМВД Приморья было нечем, поэтому, очевидно, он и решился говорить с депутатами при закрытых дверях.

— Декриминализация экономики, которой сегодня так озадачен губернатор, свелась к выявлению всего 1,3 тыс. преступлений, из которых раскрыто немногим более половины. Причем на наиболее криминализированные лесную и рыбную отрасли экономики пришлось всего 3% раскрытых преступлений. Что касается оргпреступности, то полиции удалось расследовать всего 77 преступлений, что более чем вдвое меньше и без того скромных показателей 2012 года. Из них 26 преступлений выявила прокуратура, направившая материалы для возбуждения уголовных дел в органы следствия, — добавляет эксперт.

И это при том, что правоохранители не перестали «химичить» со статистикой для улучшения отчетности. В прошлом году краевая прокуратура выявила более 3000 нарушений учетно-регистрационной дисциплины, из которых 76 % пришлось на долю полиции.

Согласно общероссийскому рейтингу качества жизни за 2013 год, по уровню безопасности жизни Приморье занимает 80-е место из 83. А по индексу безопасности личности край находится в предкризисной ситуации, требующей незамедлительных и широкомасштабных мер. Но на расширенном заседании коллегии УМВД России по Приморью губернатор Владимир Миклушевский поблагодарил полицейских за работу, заявив, что «жители Приморья отмечают положительные сдвиги в деятельности органов внутренних дел, а также высоко оценивают уровень безопасности в регионе».

Оптимизм силовиков и главы Приморья не соотносится с выводами краевой прокуратуры, изучавшей работу правоохранителей. По мнению прокурора Приморья Алексея Бессчастных, прирост преступности в крае идет более высокими темпами. «Анализ ситуации позволяет судить об ухудшении криминогенной обстановки, — заявил прокурор края. — Сложившаяся ситуация характеризуется ростом общего уровня преступности и ее отдельных видов». Особую тревогу надзорного ведомства вызывает резкий рост преступности среди подростков (более чем на 20% — «СП»).

«СП»: — Изменит ли ситуацию подготовленная краевой администрацией целевая программа «Безопасный край», рассчитанная до 2017 года с объемом финансирования в 2,7 миллиарда рублей. При этом более 168 миллионов из которых освоят уже в этом году?

— Вряд ли. Даже беглый анализ программы «Безопасный край» свидетельствует о намерении властей повысить уровень безопасности в общественных местах за счет установления или модернизации видеокамер. Для этого планируется потратить около 440 млн рублей. Но установленные четыре года назад во Владивостоке 224 видеокамеры так и не принесли ожидаемого эффекта. За четыре года количество зарегистрированных уличных преступлений увеличилось более чем на три тысячи, а уровень их раскрываемости, наоборот, сократился на 4%.

Есть и другая проблема: по нормативам полагается, чтобы один человек в течение 12 часов следил за картинкой на 12 камерах. Для полноценного отслеживания видео со всех существующих камер системы «Безопасный город» нужно 24 сотрудника, а в УВД для этого лишь две штатные единицы. А кто будет следить за 553 камерами?

Несмотря на все ранее принимавшиеся программы, краевые власти так и не смогли совладать с наркоманами, трудными подростками и рецидивистами, численность и правонарушения которых динамично растут. Между тем, на новый виток сокращения их «поголовья» «Безопасным краем» предусмотрены немалые средства.

Список несуразиц будущей программы можно продолжать, но удивляет в этой связи безропотность Общественно-экспертного совета по повышению уровня безопасности жизни при губернаторе, который не застопорил «прожорливый» проект краевой администрации.

«СП»: — Кстати, недавно состоялась перезагрузка Общественного совета при УМВД края. Насколько эффективной будет его работа?

— Я сильно сомневаюсь в эффективности работы Совета, так как в него вошли 26 хоть и уважаемых, но далеких от правоохранительной деятельности людей. Основная ставка руководством краевого УМВД сделана на медийщиков, которые, по всей видимости, должны заниматься пиаром. Свое рвение они продемонстрировали в освещении позиции начальника УМВД по делу «приморских партизан», недавно признанных виновными судом присяжных.