http://tuofikea.ru/novelty

О самореализации в условиях капитализма

Мы живем в мире, в котором одним из главнейших регуляторов общественных отношений является рынок. Капиталистическое общество представляет собой огромный механизм, в котором каждый человек играет роль легко заменяемой детали. И это, само собой, не может не влиять на психологический характер личности. Одной из наибольших проблем современного человека является тот факт, что сам он отчасти превратился в товар.

Как часто мы можем слышать от окружающих нам людей разговоры о т.н. «самореализации«, но сегодня это слово многие употребляют именно в смысле реализации себя как товара, т.е. в качестве основной жизненной цели ставится представление на социальной арене тех личностных качеств, которые имеют СПРОС. Нас с детства учат притворству и лицемерию, и в конце концов эта социальная «маска» воспринимается нами как наше истинное «Я». Помните сказку Андерсена «Новое платье короля», в которой среди целой толпы лишь маленький ребенок увидел происходящее таким, каким оно было на самом деле? Вы можете возразить и сказать, что человек — лишь пластилин, из которого можно лепить всё что угодно, и его благополучие напрямую зависит от способности адаптироваться к окружающим условиям. Однако тот факт, что достаточно большое количество людей, в том числе и самые типичные «приспособленцы», считают свою жизнь несчастной (я могу ссылаться на данные известных психологов, но достаточно просто посмотреть по сторонам), свидетельствует о том, что человек обладает определенной природой, хотя на сегодняшний день это понятие довольно расплывчато. И всё потому, что в плане интеллекта и высоких технологий мы уже вышли в «открытый космос», тогда как в эмоциональном плане остаемся еще детьми, которые никак не хотят расставаться со своим детством. Такая асимметрия очень опасна как для самого человека, так и для всей цивилизации в целом. К примеру, именно из-за неё есть риск, что какой-нибудь «эмоциональный инвалид» наконец-таки нажмёт уже на эту красную кнопку и начнёт атомную войну. Но не будем сейчас о глобальном.

Итак, в этой бесконечной гонке человек становится частью системы, и у него больше нет времени на самого себя. Особенностьюкапиталистического мира является принцип «деньги ради денег», «потребление ради потребления» — «консьюмеризм«, замкнутый цикл, который превращает людей в рабов уже не конкретных людей, а самой системы. Разумеется, в психологическом смысле. Экономические отношения проецируются на личную жизнь и человеческий характер, в результате мы имеем социальный фактор, который сказывается на нас, опять же, психологически. Возможно, я несколько утрирую, но в то же время я считаю довольно коварным положение человека где-то посередине между абсолютным здоровьем и психозом, что характерно для большинства людей, ведь именно в таком состоянии человеку трудно осознать свои психологические проблемы и устранить преграду на пути к своей свободе от иллюзий: действует механизм защиты, который не позволяет нам чрезмерно переживать по какому-либо поводу, он заставляет нас рационализировать все возможные проявления этих проблем и искать их в окружающем нас мире. Прошу здесь слишком не придираться к слову «проблема», я имею ввиду, что человек, в определенной части, продукт социума, а это значит, что его психика подобна пробе грунта, которая может рассказать геологу многое об эпохе динозавров, например.

Но давайте скорее перейдем к конкретным примерам. Каков же образ человека, живущего по принципу обладания?

Представьте себе студента, который приходит на лекции, чтобы получить знания как некую собственность, которая, по большему счету, не имеет к нему никакого отношения. Он может понимать логику в рассуждениях лектора, записывать его слова дословно в конспект, чтобы потом зазубрить и удачно сдать экзамен, но между студентом и содержанием лекций не устанавливается никакой связи. Для такого человека очень важно придерживаться изученного материала, он ничего не придумывает нового. Напротив, свежие мысли и идеи внушают ему некое беспокойство, так как ставят под удар то, чем он обладает. Это не творец, это обладатель. А значит, всё новое представляет собой риск для самой сущности такого человека. Многие преподаватели знают, что студент, который слово в слово записывает лекцию в конспект, по всей вероятности, поймёт и запомнит меньше, чем тот, кто полагается на собственную память и пытается осознать хотя бы самое главное.

Как часто вам приходилось наблюдать или участвовать в споре? Два человека могут длительное время отстаивать свою точку зрения так, как будто она является частью личной собственности. А принцип «Я — то, что я имею» означает символический риск утратить часть самого себя в такой «схватке». Истинность каких-либо аргументов здесь отходит на второй план, и ни о каком развитии, о котором утверждает фраза «В споре рождается истина» уже не может быть и речи.

В интернете, да и не только, можно найти массу ресурсов, посвященных личностному росту. Купите курс выдающегося психолога-самоучки — и через год вы станете миллионером! Речь о том, что уже все, кому не лень, начали на этом зарабатывать. Потому как прекрасно понимают психологические особенности современного человека. Удобно иметь уже готовое руководство «Как нужно жить», подобно инструкции к стиральной машине, которое должно каким-то чудесным образом добавить нам побольше тех качеств, необходимость в которых нам навязана с самого детства. Разумеется, не всем такие курсы по саморазвитию помогают. И дело даже не в профессионализме авторов. Просто человек чувствует, что в его жизни что-то не так, но к решению этой проблемы он относится, не выходя за рамки самой проблемы, он лишь ищет всё те же инструкции, которые сгодились бы для бездушного робота.

Образование… Современная система образования, в большей мере, направлена на то, чтобы обеспечить человека некой упаковкой знаний как частью имущества, которое в дальнейшем поможет нам соответствовать какой-либо конкретной социальной роли и выполнять соответствующие функции. Для принципа обладания характерна не глубина знаний, а их численность, причем часто в отдельной узконаправленной отрасли. Такие знания представляют собой не предмет для творческой работы и познания мира, а своего рода инструмент. А для робота больше ничего и не нужно.

А как на счёт обладания любовью? Э.Фромм делает довольно интересное замечание по этой теме: «Когда люди говорят о любви, они обычно злоупотребляют этим словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают». Как часто можно наблюдать такую ситуацию: два влюбленных человека, которые пока еще не «обладают» друг другом, стремятся отдать свою энергию, а их энергия направлена на то, чтобы «быть». После некого символического момента, назовем его «вступление в брак», хотя он может называться и по-другому, любовь может превратится в нечто, чем человек уже обладает. Другими словами, в собственность. Оба партнера уже не проявляют усилий, чтобы быть привлекательными и вызывать любовь, их красота исчезает и они вскоре надоедают друг другу. Может даже возникнуть разочарование в некой абстрактной «любви», хотя есть лишь «способность любить», которая обязательно предполагает продуктивную деятельность (и я имею ввиду не работу за токарным станком). Но это уже тема для отдельного разговора.

Таких примеров можно приводить бесчисленное множество. Но истина в том, что та социально-экономическая система, в которой мы живём, проникает в нас в той или иной мере и делает нас такими, какими мы есть. Интересен тот факт, что человек — одновременно и творец этой системы, и её продукт. И только в наших силах что-то изменить. Конечно же, начинать нужно с самого себя. Наверно, с себя я и начну. А вот вам стихотворение в тему…

Я знаю, не дано ничем мне обладать,
Моя — лишь мысль, ее не удержать,
Когда в душе ей суждено родиться,
И миг счастливый — тоже мой…
(Гете)

Своею оттопыренной рукой
Поставлю чайник на плиту, чтоб чаем насладиться…