http://tuofikea.ru/novelty

Лукашенко испытывает белорусов на прочность

Будучи не в силах справиться с экономическими проблемами, Батька предпочитает «закручивать гайки».

19 апреля в Минске по подозрению в участии в организации теракта в метро задержали правозащитника, оппозиционного политика и негосударственного журналиста Павла Левинова. Представителя Белорусского Хельсинского комитета взяли прямо в собственном доме. В милицию также попали председатель областной ячейки оппозиционной Объединенной Гражданской партии, лидер организации «Наш дом» Ольга Карач и редактор оппозиционной газеты «Витебский курьер» Валерий Щукин. Левинову сначала сказали, что тот задержан по подозрению в участии теракта, а потом просто дали десять суток ареста за то, что он якобы ругался матом. Это, кстати, самая популярная в Белоруссии статья, по которой задерживают оппозиционеров.

Сейчас власть в стране развернула настоящую «охоту на ведьм». Список подозреваемых заказчиков в деле о взрыве постоянно растет, оппозиционные газеты «Народная воля» и «Наша Нива» уже получили предупреждения от Мининформа о недопустимости некоторых публикаций. А еще оппозиции запретили проведение традиционного шествия «Чернобыльский шлях» — оно впервые под запретом за всю историю независимой Белоруссии.

Все это происходит на фоне острейшего за последние годы финансового кризиса, с которым власти, похоже, не могу совладать. Вчера, например, Нацбанк принял решение легализовать теневой курс валюты на межбанке. Фактически, некоторым компаниям в стране — «Белтрансгазу» и импортерам лекарств — можно покупать валюту по официальному курсу. Все остальные смогут приобретать ее на альтернативной биржевой сессии, где курс будет на 30-50% выше официального. Как только власть таким эмпирическим путем получит «реальное» значение доллара и евро, эти курсы появятся и в обменниках для населения.

Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев считает предпринимаемые меры правильными и соответствующими сложившейся ситуации. «Субъекты хозяйствования должны видеть, каким будет курс, чтобы прогнозировать свою деятельность», — говорит он.

Но бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич считает эти решения половинчатыми: «Не понятно, зачем идти на два курса — официальный и рыночный, если у нас уже есть негативный опыт существования множественности курсов, что выражалось в росте коррупции, махинациях. Надо было сейчас девальвировать рубль и установить единый курс для экономики и населения».

Впрочем, Нацбанк заявил, предпринятые шаги – мера временная и в скором времени курсы будут унифицированы. В свою очередь МВФ надеется, что затягивать с девальвацией власть не будет. О необходимости ослабления рубля заговорила даже газета администрации Лукашенко «Советская Белоруссия». «Попытки Нацбанка ограничиться паллиативными мерами на валютном рынке Президент охарактеризовал принципиально: «Головотяпство самое настоящее». Сейчас регулятор денежной сферы снимает установленные им ранее запреты, — пишет издание — Множественность курсов — это всегда питательный бульон для спекуляций. Кто–то будет недоплачивать, а кто–то переплачивать. Оптимально, когда валютный курс в стране единый, рыночный».

Независимый эксперт Сергей Чалый говорит, что властям придется пойти на девальвацию не меньше чем на 20-30%.

Сейчас в стране ожидают резкого скачка инфляции. По официальным данным, в первом квартале 2011 года она составила 6,1%. В прогнозе Исследовательского центра ИПМ, который был обнародован на этой неделе, говорится, что в 2011 году инфляция достигнет рекордных 17,4%. Такого Белоруссия, гордившаяся своей стабильностью, не видела уже давно. Особенно быстро будет расти стоимость импортных товаров. «За все заплатят конечные потребители», — предупреждает глава представительства немецкого концерна Uzin Utz в Белоруссии Иван Рак. В Минэкономики не скрывают: в стране ждут даже роста цен на «социально значимые товары», которые до этого контролировало государство.

Цены на продовольствие в первом квартале 2011 года выросли, по данным Белстата, на 16,2%. Если сравнивать с первыми тремя месяцами 2010 года, то картофель в стране подорожал на 73%, крупы — на 54%, растительное масло — на 39%, животное масло — на 38,6%, сахар — почти на 30%.

Очереди у обменников продолжают сохраняться. Люди ночуют в авто, чтобы с шести утра уже стоять в очереди к открытию банковских филиалов.

Чтобы как-то сдержать народный гнев по этому поводу, правительство Белоруссии собирается чаще встречаться с «правильными» журналистами. «Премьер дал прямое поручение своим заместителям, ключевым министрам регулярно проводить брифинги, чтобы пресса могла из первых уст получать ответы на вопросы, которые волнуют общество», — заявил вице-премьер Сергей Румас.

Западные эксперты пишут о том, что Белоруссия оказалась на краю пропасти. Уильям Молдин в блоге The Wall Street Journal отмечает: «Неудивительно, что в стране, где в конце прошлого года милиция и КГБ разогнали многотысячную акцию протеста против фальсификации результатов выборов и подвергли репрессиям лидеров оппозиции, финансовая свобода предприятий, многие из которых принадлежат государству, ставится выше финансовой свободы частных лиц. По правилам Центрального банка компании теперь смогут торговать иностранной валютой вне предыдущего коридора, например, получая 4300 белорусских рублей за каждый американский доллар, в то время как простые граждане могут получить в банках, находящихся под жестким контролем государства, только 3000 рублей». «Населению так и не разрешили покупать на межбанковском уровне, думаю, они боятся потерять контроль и получить массовое изъятие банковских вкладов — так что смысл в этом есть», — поясняет аналитик UniCredit Дмитрий Гуров.

Кстати, психологи в Белоруссии говорят, что и теракт стал следствием накапливающейся в обществе агрессии. Так полагает ведущий научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств ГУ РНПЦ Психического здоровья Михаил Важенин.

И хотя «посадить» в тюрьму инфляцию Батька не может, колонии уже перенаселены. В некоторых местах лишения свободы в Беларуси на одного заключенного приходится чуть более 1 кв. метра жилой площади, посетовал заместитель генерального прокурора Алексей Стук. Будут ли репрессии оппозиции на фоне разгорающегося кризиса — тот еще вопрос. Садить-то уже фактически некого и некуда.