http://tuofikea.ru/novelty

Сирия – новая горячая точка на Ближнем Востоке

Как известно, любые аналогии хромают. Поэтому пытаться понять ситуацию в Сирии через события в Тунисе, Египте и Ливии, равно как и в странах Машрика и Залива — бессмысленно. Наоборот, есть смысл вообще отрешиться от этих событий и оценить сирийские проблемы и причины ее довольно серьезной устойчивости в индивидуальном так сказать порядке.

Выступления в Дераа, Латакии, Хомсе не должны сравниваться с тунисскими, египетскими и иными событиями — у них иные причины. Сирия — многонациональная, многоконфессиональная страна, пребывающая в очень динамичном равновесии — никакой статики нет и в помине. Сирийское руководство прежних времен нашло точку равновесия, вокруг которой и выстроено сегодняшнее сирийское единство. Тем не менее, локальные конфликты внутри страны — явление весьма нередкое. В частности, причиной нынешних волнений на юге являются традиционные трения между друзской общиной и местными бедуинами-суннитами. Власть, которая является буфером в таких конфликтах, неизбежно оказалась между двух огней, и прежде чем начать столкновения между собой, и друзы, и бедуины вполне согласованно попытались вначале исключить из своих разборок именно ее.

В основе всех возможных сирийских конфликтов лежит особенность устройства сирийской власти. Военно-политическая верхушка практически полностью представлена алавитами.

Алавиты — очень необычное течение в исламе, которое откололось от шиизма и ушло довольно далеко от ислама вообще. Мало того, генезис различных алавитских течений существенно отличается — скажем, сирийская ветвь и турецкая («кызылбаши») не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. Однако исследователи алавизма не имеют сколь-либо единой точки зрения на это течение, поэтому есть смысл лишь отметить его шиитские корни и весьма немногочисленный состав приверженцев — общее число алавитов всех направлений оценивается числом менее чем в 3 миллиона человек, причем в Сирии это количество едва превышает миллион. При населении Сирии в 20 миллионов, как видно, алавиты представлены всего 5% населения.

Более половины населения Сирии — сунниты, однако и здесь есть смысл учитывать существование определенного соперничества между периферийными суннитскими общинами и дамаскскими.

В принципе, ситуация, при которой меньшинство традиционно управляет сирийским большинством, была создана еще в начале 20 века, когда Франция использовала представителей этнических и религиозны меньшинств при создании сирийских вооруженных формирований — для контроля над Сирией французы созданы так называемые «Специальные войска», которые выполняли по сути военно-полицейские функции. Состояли они из 8 эскадронов черкесов, 6 эскадронов друзов, 3 эскадронов курдов и еще нескольких подразделений и тоже на этнической основе.

Друзы — это также религиозная община, имеющая шиитский генезис, однако фактически она прервала свои отношения с шиизмом еще в Средние века. Друзы относятся к выходцам из исмаилитской ветви. Характерно, что друзы не очень положительно относятся к основателю своей секты Мухаммеду бен Исмаил Наштакин ад-Дарази, от чьего имени, собственно, и происходит название «друзы» и предпочитают самоназвание «мувахиддун» или «ахль ат-таухид», которое можно перевести как «единые в боге» или «объединившиеся». Общее количество друзов в Сирии — чуть менее миллиона.

Следующее этническое и конфессиональное меньшинство Сирии — черкесы. На Ближнем Востоке они появились во второй половине 19 века в результате выселения их из Кавказа (так называемое «Кавказское мухаджирство») Черкесы исповедуют ислам суннитского направления. Традиционно на Ближнем Востоке черкесы профессионально занимаются военным делом, считаются — вполне заслуженно — серьезными бойцами. Скажем, часть гвардии короля Иордании комплектуется именно черкесами. В Сирии черкесы также традиционно выбирают профессию военного.

Курды также являются небольшой, но значительной этнической общиной Сирии. Их численность — примерно под два миллиона человек. Курды — это общее название довольно обширного этноса, в котором и сейчас сильны родо-племенные отношения и условности. У них нет единого языка, курдский язык разделен на пять групп, и даже представители родственных языков с трудом понимают друг друга. В Сирии курды представлены в основном народностью курманджи и исповедуют преимущественно ислам суннитского направления.

Наконец, помимо указанных народов, этносов и конфессий, в Сирии проживают и христиане (около 2 миллионов человек).

Таким образом, в Сирии сложилась ситуация, при которой суннитское большинство вполне управляемо меньшинством в ситуации, когда это меньшинство способно выстроить отношения с другими меньшинствами и занимает ключевые позиции в государстве. По сути, именно такая ситуация и сформировала весьма динамическое и довольно устойчивое равновесие в Сирии.

Традиционно алавиты, черкесы и друзы занимают ключевые позиции в армии и спецслужбах, а сами эти государственные институты в большинстве своем наполнены представителями именно этих групп.

Однако пришедшая в результате довольно непростых процессов и ряда переворотов к власти партия БААС во главе с Хафезом Асадом учла интересы и суннитского большинства. Сунниты довольно широко представлены в правительстве, руководящих органах БААС, местной власти, крупном бизнесе. Кроме того, Асад уверенно играл на противоречиях между периферийными и столичными общинами суннитов в пользу первых. Периодические мягкие зачистки в органах власти освобождали место для периферийных представителей, что создавало режиму поддержку в провинции. При этом, кстати, сам Хафез Асад был женат на представительнице очень влиятельного суннитского семейства дамаскской элиты.

В общем, Восток, как говорил товарищ Сухов — дело тонкое. Выстроенный баланс в частностях не нравится никому, но в целом все группы сирийского общества отдают себе отчет, что такая конструкция наиболее продуктивна. Именно поэтому расшатывание ситуации и нарушение баланса не в интересах ни одной из этнических или конфесиональных групп.

Наконец, есть смысл понимать, что правящая партия БААС — это партия социалистического толка. Понятно, что это весьма специфический социализм конкретных условий, но определенные социальные гарантии и патерналистская политика государства совершенно реальны и обеспечивают определенную поддержку нижних слоев сирийского общества.

Естественно, что сирийская картина не ограничивается этим описанием, если получится, в дальнейшем можно продолжить рассматривать ее, однако есть один вывод, который нужно сделать на основании рассмотренного строения сирийского общества. Противоречия в нем есть, однако фатальных и неразрешимых противоречий в этой картине не наблюдается.

За исключением одной. И пока не очень понятно, насколько эта деталь способна изменить более-менее устойвшийся баланс.

Речь идет о конфликте поколений. Он не вписывается в созданный баланс, и при старшем Асаде этотэлемент не был прописан в картине. Нужно отметить, что младший Асад, как и наш президент, весьма любит разные модные игрушки — компьютеры, интернет, возможно, деже айфоны -хотя в отличие от нашего не стремится хвастать своими игрушками. Однако при Башаре последовали весьма серьезные послабления, что даже дало повод назвать начало его правления Сирийской оттепелью. Незаметно на передний план выходит новое поколение сирийцев — и это поколение пока не вписывается в устоявшиеся рамки. Поэтому есть смысл далее более подробно посмотреть именно не него.

Сирия. Зыбкая почва предположений

От более-менее прочной картины фактов сейчас мы переходим к зыбкой и во многом противоречивой картине догадок.

Башар Асад принял власть в ситуации, которая обозначила новые вызовы и поставила новые задачи. Первый вызов возник в момент крушения СССР и еще отец Башара Хафез был вынужден начинать решение вытекающей из этого обстоятельства задачи. Новая Россия в силу объективных обстоятельств и в силу влияния на ее руководство компрадорских проамериканских сил вначале равнодушно отказалась от своей традиционной ближневосточной политики, а затем под воздействием проамериканского лобби — особенно с момента прихода президента Медведева повела во многом ведомую и вассальную по отношению к США политику. Сдача Ирана и фактическая сдача Ливии — лишь наиболее яркие элементы и эпизоды этой политики.

В отношении Сирии сдача позиций выразилась в заключении договоренностей о поставке ей комплексов «Искандер-Э», после чего под давлением Израиля и США эта договоренность нашей страной была нарушена.Связи России и Сирии существенно снизились как в объемах, так и в статусе.

В этих условиях Сирия неизбежно должна была пересматривать свое место в новом балансе и искать новую точку равновесия. В общем, можно отметить, что за последние 20 лет Сирия сумела сохранить все свои позиции в арабском мире. Однако ей пришлось уходить из Ливана и осложнять отношения с Хезболлой. И то, и другое было вынужденными шагами и выход сирийских войск из Ливана несомненно, является хоть и локальным, но ее поражением. Однако я думаю, что в целом политика Хафеза и Башара Асадов оказалась в новых условиях максимально адекватной. После теракта 911 Сирия была вынуждена сотрудничать с США в вопросе поиска людей, обвиненных в организации этого теракта, несмотря на определенные сомнения, которые до сих пор сопровождают этот теракт.

Опять же — вполне адекватное поведение, учитывая разгром Саддама и появление обширной границы соприкосновения с американским контингентом в Ираке. В дополнение ко всему из Ирака в Сирию перешло около полумиллиона беженцев, что для 20-миллионной Сирии вполне весомое количество, ложащееся нагрузкой на ее бюджет.

2011 год поставил перед Сирией наиболее сложный за все последние годы вызов — свержение египетского режима и легитимизация «Братьев-мусульман». Учитывая крайне напряженные отношения Дамаска с этим движением, можно предположить, что легализация Братьев-мусульман и получение ими доступа к государственным рычагам управления и ресурсам, отношения Сирии с Египтом несомненно, могут серьезно осложниться, а сама Сирия может подвергнутся новой волне инспирированных Братьями-мусульманами мятежей. В этом смысле отмена чрезвычайного положения выглядит явно вынужденным ходом, так как лишь ухудшит ситуацию. Понятно, что явочным порядком вполне возможно продолжать держать положение, мало отличающегося от чрезвычайного, однако официальная отмена его ситуацию явно не оздоравливает.

Наконец, отношения с США и Израилем за этот период как минимум не ухудшились, что, конечно, делает честь руководству Сирии, сумевшем провести страну практически по гребню.

Тем не менее, все эти вызовы лежат в русле традиционных проблем и решений, и нет сомнений, что они вполне по силам Башару Асаду, который получил в наследство весьма серьезные инструменты и ресурсы для решений именно таких задач.

Однако помимо этих во многом традиционных проблем, в Сирии постепенно набирают ход новые, с которыми она еще не сталкивалась. Собственно, именно эти проблемы ставят принципиально новые задачи, которые еще неизвестно, как будут решаться. Речь идет вот о чем. Сирия, хотя и специфическое, но государство, ориентированное на социализм.За годы правления Хафеза Асада был сформирован широкий слой населения, который обладает социальными правами и преференциями, что теперь молодым поколением воспринимается, как естественное и должное. Естественно, что на обеих полюсах богатства-бедности есть свои представители, но в целом настроения на передел собственности в обществе отсутствуют.

Приемлемое медицинское обслуживание, минимальные, но регулярные социальные льготы, выплаты наиболее нуждающимся также можно зачислить в актив правящего в Сирии режима. Государство осуществляет уравнительный принцип, встречающий понимание у населения на достаточно широком поле.

Реализованные социальные права неизбежно порождают новые социальные ожидания, и вот как раз здесь проходит линия напряжения. Власть, как обычно, не успевает реагировать на эти ожидания и постоянно запаздывает. Асма, супруга Башара Асада, сказала в одном из своих интервью, что в Сирии 60% населения — это молодежь. Это как плюс для страны, так и очень серьезная опасность. Молодежь, которая не может реализовать свои ожидания, в силу возрастных качеств крайне болезненно реагирует на это, считая такое положение несправедливым. Опять же в силу возраста молодежь не способна критически осмысливать альтернативную информацию, и поэтому легко покупается на красивые и громкие лозунги. В этих условиях в Сирии постепенно растет слой населения, который прислушивается к исламистским радикальным идеям. Пока что это происходило в латентной форме, однако резкий всплеск активности в Тунисе и Египте автоматически нашел отклик и в сирийской молодежной среде.

Говоря иначе, несмотря на то, что в Сирии нет реальных фатальных неразрешимых проблем, проблема есть в умах. Режим Асада пока проигрывает в идеологическом компоненте. Он не сумел сформулировать цели, понятные и приемлемые для молодежи, он пока ищет эти формулировки и ресурсы на решение вытекающих из этого задач. Именно поэтому нынешние выступления так опасны — подавить мятеж или выступления — это только полдела. Более важным является переориентировать значительную часть молодежи на созидательную работу.

Вот здесь, на мой взгляд, у Башара Асада серьезные проблемы. Пока нет очевидных признаков, что он успешен в этом направлении. И именно этот вызов является самым серьезным из всех имеющихся перед молодым сирийским руководителем. Как именно он будет отвечать на него — пока неясно. Учитывая, что Сирия не обладает ресурсами, которые есть у монархий Залива, учитывая непростую экономическую ситуацию в Сирии, учитывая ряд доставшихся в наследство проблем — в первую очередь, высокую коррупцию и тяжелое продвижение по социальной лестнице — продолжать политику отца Башар уже не может. Ему нужны свои дополнительные решения, отличающиеся от предыдущих и дополняющие традиционную сирийскую политику — в первую очередь, внутреннюю.

Сирия. Хомс

Рейтерс передает, что сирийские войска применили по демонстрантам оружие. Как обычно, Рейтерс передает информацию со ссылкой на самих демонстрантов.

Тем не менее, есть детали, которые помогают понять, что ситуация выглядит несколько иначе, чем об этом говорят источники агентства.

Демонстрации происходят в Хомсе. Хомс — это город, находящийся в 50 км от Хамы — центра восстания «братьев-мусульман» в 70-годы. Хомс — это военные базы и части сирийской армии. Военная академия, в которой, кстати, обучался нынешний президент Башар Асад. Где армия — там и склады, вооружение, техника.

Поэтому ясно, что мирные демонстранты не просто мирно шлялись по окрестностям, а откровенно нарывались на пулю, пытаясь действовать по ливийскому сценарию, когда манифестанты громили армейские склады и вооружались весьма впечатляющими образцами армейского вооружения.

Трудно представить себе ситуацию, когда армия будет индиффирентно наблюдать за попыткой нападения на армейские склады. Что в Сирии, что в любой другой стране.

МВД Сирии поздно вечером в понедельник, то есть вчера, выступило с заявлением, в котором оценило выступления, как вооруженный мятеж. Надо понимать, что в таком случае сил полиции уже недостаточно, и давить мятеж обязана армия — опять же, это применимо к любой стране.

В общем, сценарий пока пытается развиваться по ливийскому варианту. Непонятные демонстранты, которые уже ничего не демонстрируют, а просто деловито и целенаправлено пытаются завладеть оружием — причем как стрелковым, так и любым иным. Все события происходят в районах, традиционно тяготеющим к «братьям-мусульманам». Очевидно, что нужно ждать в недалеком будущем очередной фетвы, объявляющей теперь уже Башара Асада врагом номер два (номер один уже есть — это Муаммар Каддафи), и призывающей к богоугодному делу — убийству неверного алавита.