http://tuofikea.ru/novelty

Мистраль: из Франции с любовью

Ожидается, что 20 апреля состоятся решающие переговоры о покупке Россией вертолетоносцев «Мистраль»

Решающие переговоры по вопросу покупки Россией французских вертолетоносцев класса «Мистраль», как ожидается, состоятся в среду, 20 апреля. Достоверных сведений об участниках и месте проведения нет, но известно, что со стороны Франции контракт курирует глава особого штаба при президенте страны Бенау Пуга, о со стороны РФ — вице-премьер и председатель совдира Объединенной судостроительной корпорации Игорь Сечин, передает РИА «Новости».

Трудности в переговорах с европейскими коллегами возникли из-за недопонимания: за заранее оговоренную цену французы отказываются предоставлять некоторые технологии. В частности, спор возник из-за боевой информационно-управляющей системы Zenith-9, которую России могут отдать без лицензии на производство, и командной системы управления соединением (флотом) SIC-21, которую передавать не хотят вообще. Как отметил глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, на уровне президентов «вроде … это было согласовано». Имеется ввиду, что в цену должны войти все технологии вместе с самим кораблем. А цена, пишет «Коммерсантъ» в начале марта, изначально оговаривалась в размере 980 миллионов евро. Французская же сторона настаивала (по крайней мере на тот момент) на немного большей сумме — 1,15 миллиарда евро. На следующий же день пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков опроверг эту информацию. По мнению Пескова формулировка «зашли в тупик» является преувеличением, пресс-секретарь отметил, что «рабочие моменты» в переговорах по столь масштабному проекту являются естественными.

Первый замминистра обороны РФ Владимир Поповкин оценил контракт на приобретение двух кораблей «Мистраль» и лицензии на производство еще двух в России не менее чем в 1,5 миллиарда евро, сообщает еженедельник Военно-промышленный курьер.

По поводу разногласий версию главы «Роскорпораций» Чемезова не подтверждает информация газеты «Коммерсантъ», согласно которой у Франции есть юридические основания требовать дополнительные миллионы. Как утверждает издание, заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Николай Борисов подписал с французскими коллегами в декабре 2010 года протокол, согласно которому стоимость контракта устанавливалась на уровне 1,15 миллиарда евро, в том числе стоимость двух кораблей (980 млн евро), расходы на логистику (131 млн евро) и обучение экипажа (39 млн евро). Такой шаг стал для российской стороны «полной неожиданностью», так как вице-адмирал не согласовал свои действия с «Росборонэкспортом» и Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. В ФС ВТС сообщили впоследствии, что г-н Борисов не имел полномочий на такую «самодеятельность».

В итоге получилось, что за техдокументацию и лицензии по двум кораблям, которые не были включены в контракт, французы «просят» дополнительно 90 миллионов евро. Впрочем, документацию, которая оценена в 40 миллионов евро, они согласны отдать «даром» в том случае, если РФ возьмет на себя твердые обязательства по покупке еще двух вертолетоносцев.

Кроме разногласий по цене существуют еще и другие моменты, в частности изменения в техническое задание по первым двум кораблям, которые вносит Минобороны РФ, что дает судостроительной компанией DCNS основания для повышения цены. Владимир Поповкин подчеркнул в интервью Военно-промышленному курьеру, что в конструкцию кораблей придется внести отдельные изменения. В частности, предполагается поднять палубу в связи с размещением на них вертолетов, а также усилить борт, так как «Мистраль» планируется использовать в северных широтах и во льдах.

В том случае, если переговоры состоятся 20 апреля и стороны снова не достигнут согласия, сообщил РИА «Новости» источник в оборонно-промышленном комплексе, российской стороне придется «отказаться от этого контракта или начинать все заново».

А «заново» означает переговоры на самом высоком уровне. В таком случае решать разногласия будут президенты Дмитрий Медведев и Николя Саркози. Они, само собой, договорятся, но такой вариант развития событий означает начало переговорного процесса «с чистого листа».

Вчера, 19 апреля, стало известно об отставке и увольнении с военной службы вице-адмирала Николая Борисова. Источник РИА «Новости» в министерстве обороны сообщил, что это увольнение не связано с переговорами относительно покупки «Мистралей». Также агентство приводит мнение экспертов, которые считают, что отставка Борисова является «своеобразным реверансом в сторону Франции», который якобы демонстрирует готовность России продолжить переговоры.

О постройке консорциумом DCNS и ОСК двух кораблей «Мистраль» во французском Сен-Назере и еще двух по лицензии в РФ было официально объявлено в конце декабря 2010 года. Водоизмещение универсального вертолетоносца «Мистраль» — 21 тысяч тонн, дальность плавания — до 20 тысяч миль. Корабль с максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Авиагруппа «Мистраль» включает 16 вертолетов, шесть из них могут располагаться на палубе одновременно, Численность команды — 160 человек. Дополнительно судно может принять на борт 450 человек, 13 боевых танков или 70 автомобилей.