http://tuofikea.ru/novelty

Египтяне конфискуют имущество правящей партии

Египтяне конфискуют имущество правящей партии и готовят суд над ее лидерами.

В ближайшие дни генеральная прокуратура Египта определится, продлевать ли арест для бывшего президента Хосни Мубарака и его сыновей — Гамаля и Аля. Нынешний срок в пятнадцать суток истекает 28 апреля.

Мубарак-старший отбывает его в больнице Шарм-эль-Шейха, при улучшении состояния здоровья его тут же переведут в Каир. А вот 47-летний Гамаль и его старший брат Аля еще на минувшей неделе были помещены в тюрьму в пригороде столицы, где получили тюремные робы с номерами, по данным египетской прессы, 23 и 24. Противники режима требуют суда над лидером, правившим страной почти 30 лет, а также его соратниками. Одно из обвинений тянет на смертную казнь. Речь идет о гибели нескольких сотен людей в результате применения силы при разгоне демонстраций в январе и феврале.

О том, что реставрации прежнего режима не будет, свидетельствует принятое на днях постановление Высшего административного суда Египта о роспуске правящей Национально-демократической партии (НДП). Принадлежащее ей имущество и средства конфискуются. Одним из ее руководителей был Гамаль Мубарак, а ее бывший генеральный секретарь Сафуат аш-Шариф находится в той же тюрьме, что и ряд других членов партии. Еще несколько ее активистов, включая крупного бизнесмена Ахмада Изза, дали подписку о невыезде. Обвинения в коррупции и отмывании денег вчера были предъявлены бывшему премьер-министру и нескольким членам его кабинета. И даже известному за рубежом министру по делам древностей Заки Хавасу (он занимался каирским музеем, пирамидами и другими памятниками) грозит арест по иску одного из торговцев сувенирной продукцией, вернувшегося к давнему имущественному спору.

В Национально-демократической партии было реформаторское крыло, которое надеялось обновить ее и повести на сентябрьские парламентские выборы. «Без нашей партии политическая картина страны будет неполной», — сетует теперь лидер этого движения Талаат Садат, племянник предыдущего президента Анвара Садата, основавшего НДП в 1978 году за три года до своей гибели на военном параде.

Однако для многих египтян эта партия стала символом свергнутого режима и коррупции. «НДП не случайно пала жертвой революции, — заявил «МН» начальник управления международных связей аппарата Совета Федерации, бывший посол Андрей Бакланов. — Она выступала партийным обрамлением госаппарата. И всегда, с самого своего основания, была искусственной структурой, ее создавали спешно и по указке сверху».

В конце 1970-х, по словам нашего собеседника, американцы обусловили предоставление значительной политической и экономической помощи Египту требованием развития многопартийности. В ответ на это в Египте появилось несколько партий, включая НДП.

Недовольство населения деятельностью этой партии, по мнению Андрея Бакланова, объясняется в первую очередь материальными причинами: «Правящие элиты Египта и некоторых других арабских стран окончательно перепутали интересы нации с интересами своего кармана. Руководители впали в крайнюю форму самолюбования. Народу это надоело. Вообще-то это урок для элит всех стран».

Это не первый случай запрета партии власти в охваченных протестами арабских странах. В начале марта в Тунисе, с которого и начались эти процессы, была запрещена правящая партия «Демократическое конституционное объединение». Это произошло почти через два месяца после бегства из государства президента Зейн аль-Абидина бен Али.

Есть также пример, когда партия лишилась монополии на власть из-за вмешательства внешних сил. Весной 2003 года временная американская администрация в Ираке запретила Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ, известна еще как Баас). Это произошло вскоре после того, как западная коалиция во главе с США свергла режим Саддама Хусейна. Правда, введенный запрет на трудоустройство членов этой партии оказался нереализуем — членов Баас оказалось слишком много. Постепенно бывшие члены партии стали возвращаться на работу в государственные учреждения. Они, правда, не могут занимать ключевые посты, а некоторые их более известные коллеги были казнены или отбывают срок в тюрьме.