http://tuofikea.ru/novelty

Абхазия – Израиль: за кулисами весеннего прорыва

Еще один фрагмент геополитики Кавказа — прорыв Абхазии на израильском направлении. Россияне этому способствовали. Турки знали, но не мешали. Госструктуры в Израиле разделились, исходя из профильных интересов в регионе и по принципу аффилированности с ключевыми фигурами коалиции.

Одним из самых резонансных событий минувшей недели на Южном Кавказе стал визит в Абхазию руководителей израильского холдинга Global CST. По этому поводу уже высказались абхазский премьер Сергей Шамба, грузинский министр по реинтеграции Эка Ткешелашвили, замгендиректора МИД Израиля Пинхас Авиви, а также депутаты парламента Грузии, многочисленные политологи в Тбилиси, Москве и Сухуми. В связи с состоявшимся визитом в интернете за считанные дни появилось более сотни публикаций. Но все же, некоторые существенные нюансы, касающиеся этого события, остались за кадром. Редакция портала IzRus, который первым сообщил о поездке бывших силовиков в Абхазию, попыталась восполнить этот пробел, учитывая как факторы региональной политики, так и расстановку сил в израильском истеблишменте.

Последствия геополитики

До второй половины 2008 года Грузия считалась, чуть ли ни главным стратегическим партнером Израиля на Кавказе. По этой причине не могло быть и речи о контактах израильтян с Абхазией, которую грузины называют собственной территорией, обвиняя местные власти в сепаратизме. Соответственно, официальный Иерусалим не замечал призывов Сухуми к установлению связей, а абхазские военные периодически сообщали о сбитых над республикой грузинских беспилотниках израильского производства.

После августовской войны 2008 года в Южной Осетии ситуация начала постепенно меняться. В том же месяце Россия признала независимость Абхазии. Неофициальные контакты с ней стали налаживать Турция и Иран. В сентябре 2009 года Сухуми впервые посетил высокопоставленный чиновник из Анкары – замминистра иностранных дел Унал Чевикоз. В апреле 2010-го здесь вновь побывала делегация турецких дипломатов. По итогам визита посол Турции в Тбилиси Мурат Бурхан заявил, что для активизации связей с Абхазией создана профильная рабочая группа. Он не исключил, что его страна «рассмотрит вопрос установления прямых торговых отношений».

В свою очередь, США, стремясь к нормализации с Россией, начали дистанцироваться от режима Саакашвили. Это стало особенно очевидно в том же апреле, когда президент Обама «не нашел времени» для переговоров с грузинским коллегой в ходе саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. Тот обиделся и демонстративно пошел на сближение с Ахмадинежадом. В течение прошлого года они обменялись визитами глав дипломатических ведомств, Грузия объявила «новую стратегию» в отношениях с Ираном, подписала с ним договор о безвизовом режиме и открыла прямое авиасообщение.

Параллельно, на фоне активизации отношений Иерусалима и Москвы, в августе глава МИД Авигдор Либерман заявил на встрече с министром регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамазом Николаишвили: «С учетом чувствительности ситуации на Ближнем Востоке и на Кавказе военное сотрудничество не стоит на повестке двусторонних отношений». В том же месяце грузинские власти стали выдавливать из страны израильский бизнес. Этот процесс достиг апогея с арестом и осуждением на длительные сроки заключения предпринимателей Рони Фукса и Зеэва Френкеля. Причем официальный Тбилиси демонстративно проигнорировал обращения Иерусалима, в том числе президента Переса, с просьбой освободить бизнесменов. Это вызвало недовольство израильского истеблишмента вплоть до призывов в январе-марте текущего года к свертыванию отношений с Грузией.

Все эти события 2008-2010 годов создали предпосылки для установления связей Абхазии с израильтянами. В первой половине прошлого года, по инициативе премьера Сергея Шамбы, Абхазия стала налаживать контакты с бизнес-сообществом Израиля. В июле здесь впервые побывала правительственная делегация из Сухуми во главе с вице-премьером Дауром Тарбой. В марте текущего года Израиль посетила группа абхазских чиновников, возглавляемая помощником премьера Бесланом Эшба. А 5 апреля он направил послание главе израильского холдинга Global CST Исраэлю Зиву с приглашением посетить Сухуми. Почти одновременно туда прибыла из Израиля группа специалистов в сфере медицины для подготовки плана развития системы здравоохранения республики.

На тот момент уже было ясно, что активизация контактов с израильтянами — часть более масштабных процессов, выходящих за рамки двусторонних связей. «Это – очевидный факт», — чуть позже заявил по этому поводу порталу IzRus Сергей Шамба. Судя по событиям начала апреля, Абхазия обретает все больший вес с точки зрения ключевых игроков региональной политики. Причем происходит это параллельно с ослаблением международного статуса официального Тбилиси. Так, 4 апреля посол Литвы в Грузии Ионас Паслаукас объявил, что руководство ЕС осознает необходимость установления прямого диалога с Абхазией. 7-го апреля президент России Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации договора по безвизовому режиму с этой южнокавказской республикой. В тот же день его абхазский коллега Сергей Багапш в сопровождении министров иностранных дел и экономики впервые отправился в Турцию, получив на то согласие официальной Анкары. Одновременно Европарламент принял резолюцию «Резюме европейской политики соседства», которая предусматривает налаживание прямых связей с «фактическими властями непризнанных государств», в том числе Абхазии. В свою очередь, Госдеп США подверг резкой критике власти Грузии за нарушение прав человека, ограничение свободы СМИ, оказание давления на бизнес-сообщество. А 12 апреля Сухуми посетила группа немецких бизнесменов, предложивших ряд совместных проектов властям этой республики.

Именно в таком широком контексте следует рассматривать прорыв на абхазско-израильском направлении, произошедший 13 апреля. Впервые бизнесмены из Израиля (Исраэль Зив и Меир Клифи), в недавнем прошлом высокопоставленные офицеры ЦАХАЛа, тесно связанные с истеблишментом, встретились с президентом Абхазии. А вслед за тем они отправились в Сухуми. Первым об этом в тот же день сообщил портал IzRus, а шесть часов спустя, со ссылкой на пресс-службу правительства Абхазии, данную информацию подтвердил «Интерфакс». Связи Сухуми с израильтянами впервые обрели публичный характер, что, безусловно, служит поворотным моментом для абхазской дипломатии на этом направлении.

Очевидно, что переговоры Зива и Клифи с Багапшем, как и их поездка в Сухуми «вплетены» в общую канву международной активности вокруг Абхазии. Об этом свидетельствует хотя бы то, что эти переговоры состоялись в Москве, при негласном содействии российской стороны. Более того, по сведениям портала IzRus, о закулисных приготовлениях к поездке бывших израильских силовиков в Сухуми были осведомлены некоторые представители турецкого истеблишмента, но они не стали препятствовать этому. Такое «невмешательство» представляется знаковым, если учесть, что Багапш встретился с израильтянами сразу по возвращении из Турции.

«Двуличие» Иерусалима

Немалый интерес представляет подход различных израильских госструктур к контактам с абхазами экс-начальника Оперативного управления ЦАХАЛа Исраэля Зива и бывшего военного секретаря действующего премьера Меира Клифи. Судя по реакции замгендиректора МИД Пинхаса Авиви на сообщения о визите в Израиль абхазских чиновников, а также о поездке израильских бизнесменов в Абхазию, внешнеполитическое ведомство не знало о готовящихся контактах и всячески от них дистанцируется. Об этом же свидетельствует «разбор полетов», состоявшийся по телефону между Авиви и Клифи 14 апреля, и последовавшее затем указание послу в Тбилиси Герберу всячески отмежеваться от визита бывших силовиков в Сухуми. В неформальных беседах дипломаты дают понять, что не хотят обострять и без того непростые отношения с Грузией, а также не желают в абхазском вопросе выходить за рамки общепринятых позиций Запада. Зато израильские госструктуры, проявляющие к Южному Кавказу отнюдь не дипломатический, а более прикладной интерес, были как минимум проинформированы о предстоящей встрече Зива и Клифи с Багапшем, а также о их поездке в Абхазию. Не случайно источник, причастный к переговорам, сообщил порталу IzRus, что встреча в Москве состоялась с ведома «представителей высшего руководства в Иерусалиме».

Особое внимание следует обратить на то, что Зив и Клифи — не только бывшие офицеры Генштаба ЦАХАЛа. Длительное время оба работали с Биньямином Нетаниягу. Зив знаком с действующим премьером с 80-х годов, когда они были сотрудниками посольства в Вашингтоне. Причем с тех пор связь между ними не прерывалась – в 1996 году, когда Зив с отличием окончил Академию национальной безопасности, вручать ему диплом прибыл лично глава правительства Нетаниягу. Что же касается Клифи, то в первый год каденции действующего правительства он занимал пост военного секретаря премьера, обеспечивая связь Нетаниягу с высшим армейским командованием.

Обращают на себя внимание еще два любопытных обстоятельства. Во-первых, мартовская поездка абхазских чиновников в Израиль состоялась почти одновременно с визитом Нетаниягу в Москву. Там он провел переговоры с президентом Медведевым, знаковыми моментами первой каденции которого являются война в Южной Осетии и признание независимости Абхазии. Во-вторых, в контексте турецкого «невмешательства» в абхазско-израильские контакты, а также связей Зива и Клифи с Нетаниягу не лишне вспомнить недавние расхождения премьера с главой МИД в вопросе о нормализации отношений с Анкарой. В декабре Либерман фактически сорвал закулисные переговоры с турками, инициированные Нетаниягу. Причем те переговоры готовились точно так же, как и нынешние контакты бывшего военного секретаря премьера с абхазами – без ведома внешнеполитического ведомства, которое в обоих случаях узнавало о происходящем из сообщений СМИ.

Промежуточные итоги

Контакты Абхазии с израильтянами, установленные 2010 году, теперь вышли на качественно новый уровень, как с точки зрения своей публичности, так и статуса участников. Прорыв на этом направлении — часть глобальных процессов на Южном Кавказе, в которых основными акторами являются Москва, Анкара, Тегеран, Брюссель и Вашингтон. Российская сторона способствовала этому «прорыву», а представители турецкого истеблишмента не стали препятствовать. Со стороны израильтян ключевая роль принадлежала бывшим армейским генералам, известным своими связями с Нетаниягу. Некие «представители высшего руководства в Иерусалиме» были осведомлены о готовящихся контактах с абхазами, но МИД к этому не причастен и выступает против подобных связей. С внутриполитической точки зрения «водораздел» в данном случае проходит по той же линии, что и в вопросе о нормализации отношений Иерусалима и Анкары.