http://tuofikea.ru/novelty

Последний шанс России

Украинской власти важно не позволить втянуть себя в объединение, призванное отсрочить кризис в России за счет ее соседей. Теракт в минском метро — кто бы на самом деле ни стоял за этой трагедией — подает очень серьезный сигнал. Он знаменует кризис того мироустройства, которое старается установить нынешнее кремлевское руководство на территории России и государств, которые согласились идти в ее фарватере.

Приманки «русского мира»

Это мироустройство предусматривает несколько стандартных установок. Во-первых, политическая и экономическая власть сосредотачивается в руках руководства России. Во-вторых, все ресурсы — добывающие, экономические, человеческие — должны использоваться для достижения целей, которые ставит перед собой Кремль. Международные договоры должны направлять на это ресурсы других стран. В-третьих, общество не принимает участия в управлении государством. Платой за это являются определенные социальные гарантии, поддерживаемые государством за счет экспорта энергоносителей, и, самое главное, стабильность и чувства гордости за принадлежность к «избранному» обществу.

Собственно стабильность — это одна из приманок, с помощью которых российскую модель стараются экспортировать. Стабильностью прельщаются диктаторы пошиба Лукашенко, которым гарантируют пребывание у власти независимо от отношения граждан. Ею же привлекают общество — дескать, без демократического «бардака», под надзором построенной по российскому образцу правоохранительной системы, в союзе с братским российским народом будут преодолены все внутренние и внешние опасности. Жизнь будет спокойной и предсказуемой. И Минск здесь казался просто образцом. До недавнего времени.

Столь же призрачной является и другая приманка Кремля для соседей — благосостояние. Практически все интеграционные проекты России представляются их потенциальным участникам сквозь призму экономических интересов, прежде всего ценовых льгот на энергоносители. Такие организации, как Таможенный союз, будто бы и создают именно с целью оптимизации экономических связей ради обоюдной выгоды. Но реальность более жесткая: на самом деле от этих объединений выиграет лишь Россия и ее руководство.

Заметим, что 57% голосов в Таможенном союзе имеет Россия, а Казахстан и Белоруссия — по 21,5%. При этом 87,97% всех таможенных сборов поступает в российский бюджет, Казахстан получает 7,33%, Белоруссия — 4,7%. В конце концов, опыт участия Белоруссии в Таможенном союзе свидетельствует, что Кремль никогда не уступает своим экономическим интересам. Страны на протяжении последних лет велели перманентные тарифные войны, которые в конце концов закончились полной капитуляцией Белоруссии. Вместе с тем Кремль по обыкновению не выполняет щедрых экономических обещаний. Показательно, что именно сейчас, когда Россия старается убедить Украину во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, «Газпром» в очеедной раз поднимает для Белоруссии цену на голубое топливо — до $244 за тыс. м3.

До 2015 года «Газпром» планирует уравнять внутренние цены на газ со внешними — дотировать разницу он уже неспособен. России не хватает средств для инвестиций в развитие новых месторождений, финансовые показатели «Газпром»а отнюдь не лучшие (в конце 2010-го долг «Газпром»а составлял приблизительно $35 млрд).

Детище Путина

Таможенный союз — основа для новой интеграции стран бывшего СССР, поскольку перекрывает участникам возможности для проведения самостоятельной внешнеэкономической политики, внешнеполитического маневра и делает дальнейшие интеграционные шаги в сторону РФ вопросом времени.

Россия активно предлагала Украине вступить в Таможенный союз еще во времена Кучмы. Проект спустили на тормозах. Но весной 2010-го, после изменения власти в Украине, Владимир Путин во время встречи с Николаем Азаровым снова дал понять: если Украина хочет снизить цены на газ, она должна присоединиться к ТС.

Однако тогда украинская власть решила отдать за скидку для своих предприятий не свободу экономической политики, а нечто, ценности чего не сознавала, — продолжение права РФ на базу в Севастополе. Харьковскими соглашениями, которые закрепили этот обмен, воспользовался другой кремлевский политик — Дмитрий Медведев.

Украинцам же рассказали, что и цены на газ для населения не будут расти, и проблемы бюджета и НАК «Нафтогаз Украины» будут решены. Действительность оказалась другой: цены на газ для внутренних потребителей возросли почти вдвое, а «Нафтогаз» покупает голубое топливо по стоимости, не ниже среднеевропейской.

И вот вопрос «цены на газ» принялись решать снова. При этом апелляции украинской власти к «невыгодности соглашения 2009-го» Москвой просто игнорируются. Вместе с тем предлагается пойти на полноценное вступление в ТС, а там как-нибудь само получится, и сколько-нибудь миллиардов Украине перепадет. Наверное, так же, как Белоруссии.

Российская сторона действует с настойчивостью продавцов сетевого маркетинга: нахваливают свой товар, всячески позорят конкурентов, а главное — требуют приобрести здесь и сейчас, пока действуют «суперскидки», а на самом деле — пока клиент не опомнился и не начал заглядывать за яркую обертку, чтобы проверить качество товара.

Почему спешит Россия

Время в самом деле важно для России. Постоянный рост цен на нефть и газ не только наполняет бюджет экспортеров этих ресурсов, и в частности РФ. Это также подталкивает другие государства искать альтернативные источники энергии или новые способы добычи традиционных. И чем больше растет цена нефти и газа, тем более выгодными становятся эти варианты. На протяжении ближайших пяти — семи лет возможным является начало промышленной добычи сланцевого, шахтного и других видов газа, который раньше был весьма дорогим по сравнению с российским. Активно будут исследоваться и начнут разрабатываться месторождения на шельфе.

Применение альтернативных видов топлива, распространение гибридных и электромобилей может снизить спрос на нефть. Все это очень суживает горизонт принятия решений для России, у которой экономика и социальная стабильность держатся на нефти и газе. Если к межнациональным, религиозным и другим проблемам, которые время от времени взрываются насилием в российском обществе, прибавятся еще социальные — режим может не устоять. А как свидетельствует история провалов российской модели, следствием этого является многолетняя «смута».

Украина, чьи ресурсы несравненно больше, чем те, которые Россия может получить от нынешних вассалов, является ключом к отсрочке кризиса. Однако шансы присоединить Украину быстро уменьшаются.

Во-первых, процесс присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС медленно, но продвигается. Так, 16-й раунд переговоров завершился достижением договоренности о либерализации торговли 20% сельскохозяйственной продукции. Как утверждают в украинском МИД, переговоры о ЗСТ с ЕС должны закончиться до конца 2011 года.

В конце концов, в этих переговорах нужна не скорость, а качество. Приверженцы ТС с Россией предполагают, что европейцы хотят навязать свои условия и открыть наши рынки, защитив свои, а внедрение европейских стандартов может увеличить стоимость украинской продукции и т.п.

Однако все эти аргументы мы уже слышали, когда Украина вступала в ВТО. Оказалось, что преимущества от расширения торговли превышают возможные отрицательные последствия. Болеее того, такие переговоры — это всегда сложное дело, от результатов которого зависит, насколько благоприятными будут условия. Это торг, и здесь надо отстаивать свои интересы, договариваться об отсрочке определенных невыгодных ныне правил и т.п. Опять же, в контексте ВТО добыто немало опыта успешного проведения таких переговоров.

Во-вторых, начинает действовать Брюссельская декларация от марта 2009 года относительно совместной модернизации украинской ГТС совместно с ЕС, при поддержке европейских банков. В конце февраля начал работу проект технической помощи «Вспомогательные исследования модернизации газотранспортной системы и хранилищ» в рамках этой же декларации. Уже в июне в этом году начнется собственно реконструкция ГТС — участка трубопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

Поэтому именно во время дежурного раунда консультаций Украина — ЕС относительно ЗСТ россияне провели ряд информационных спецопераций — от задействования «дружеских» украинских чиновников для пророссийских заявлений (например, Валерий Мунтиян ранее уже отмечался выступлениями на манер того, что настало время «отойти от англосаксонской модели» и строить евразийскую общность на основе российских энергоносителей) до «источников» в российских СМИ, с перепечаткой в украинских, информации о возможном срыве переговоров с ЕС.

Вероятнее всего, разочарование от киевской встречи 12 апреля, которая завершилась фактически ничем, российскую сторону не остановит. Будут искать новые подходы для убеждения украинской власти в привлекательности путинского проекта. Тем не менее, для последней здесь возникает другая мотивация. Это тот случай, когда ее нынешние действия в интересах страны. А потому власть имеет шанс на возвращение доверия общества, которым не следует разбрасываться.