http://tuofikea.ru/novelty

Чеченские правозащитники – разменные фигуры в чужой игре

Данная депеша посвящена похищению и убийству сотрудников неполитической благотворительной организации «Спасем поколение» Заремы Садулаевой и ее мужа Алика Джабраилова 10 августа 2009 г. За месяц до этого, 15 июля 2009 г, была точно также похищена и убита правозащитница Наталья Эстемирова. Американский дипломат сообщает о том, какие силы могли стоять за двумя похожими преступлениями.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО РАЗДЕЛ 01 ИЗ 02 МОСКВА 002074 РАССЫЛКА ПО СЕКРЕТНОЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ Е.О. 12958: РАССЕКРЕТИТЬ: 08/13/2019 ТЭГИ: PREL, PGOV, KDEM, PHUM, PINR, RS ТЕМА: ПОСЛЕДНЕЕ УБИЙСТВО ЧЕЧЕНСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКТИВИСТОВ ПОВЕРГЛО ВСЕХ В НЕДОУМЕНИЕ – ЗАЧЕМ Засекречено: советником действующего министра по политике Дэвидом Костелянчиком; основание 1.4 (d)

1. (С) Краткий обзор: Похищение и убийство 10 августа в Грозном Заремы Садулаевой и ее мужа Алика Джабраилова – сотрудников детского благотворительного фонда «Спасем поколение», заставило многих недоумевать, кто и зачем совершил это нападение. Комментаторы сошлись во мнении, что эти убийства привели к усилению давления на чеченского президента Рамзана Кадырова, которого в худшем случае подозревают в том, что он является их заказчиком, либо (в лучшем случае) обвиняют в том, что он не способен поддерживать порядок в своей республике. Большинство вдумчивых наблюдателей за этим многострадальным регионом, хотя и не изображают Кадырова жертвой, начинают видеть в раскручивающемся витке насилия в Чечне попытку противников чеченского президента дестабилизировать ситуацию в надежде на то, что Кремль будет вынужден его заменить. Конец краткого обзора.

2. (SBU) Чеченские активисты благотворительной организации Зарема Садулаева и ее муж Алик Джабраилов были найдены мертвыми в багажнике своего автомобиля ранним утром 11 августа в Черноречье – пригородном районе Грозного. В полдень 10 августа эти двое были выведены из офиса благотворительной организации «Спасем поколение» под конвоем группы мужчин, которые, по сообщениям прессы, были «одеты как офицеры сил безопасности». (Примечание: интернет-сайт «Кавказский узел» 12 августа сообщил, что, по заявлению местного активиста-правозащитника, Садулаеву и Джабраилова в тот день отвели в отделение милиции Ленинского района столицы, но эта информация не получила подтверждения. Конец примечания).

3. (SBU) Возможные объяснения убийства начали появляться в московских средствах массовой информации. Большинство журналистов, с которыми мы беседовали, не знали убитых лично, но им было известно, что организация, на которую они работали, была чисто благотворительной и не высказывала каких-либо явных политических взглядов (или даже взглядов, выходящих за рамки прав человека). Некоторые журналисты отмечали, что Джабраилов был прежде членом вооруженной группы мятежников, за что отбыл срок в тюрьме. Эти двое поженились несколько месяцев назад, после его освобождения из тюрьмы. Чеченский президент Кадыров и другие ухватились за прошлое Джабраилова, как за возможный мотив убийства супругов, однако некоторые комментаторы отметили, что женщин обычно щадят в соответствии со строгими региональными обычаями кровной мести. Джабраилов был связан с группой мятежников, которой командовал Шамиль Басаев. «Кавказский Узел» сообщил 13 августа, что, по словам родственника Садулаевой, она была вся покрыта синяками, а ее рука была еще при жизни была сломана в двух местах.

4. (SBU) В отличие от реакции на похищение и убийство 15 июля активистки-правозащитницы Натальи Эстемировой, большинство правозащитников сдержали рефлекторный позыв обвинить в убийствах лично Кадырова. Александр Черкасов из правозащитной группы Мемориал сказал репортерам, что у него нет никаких соображений по поводу того, кто мог хотеть убить эту пару. Хотя в другом выпаде в адрес Кадырова он выразился так: «Смерть Эстемировой была обусловлена политическими мотивами. Но непонятно, кто мог убить членов гуманитарной организации». Подливая масла в огонь своей информационной борьбы с Мемориалом, Кадыров воспользовался новой возможностью опорочить память Эстемировой. Он сказал корреспондентам, что Садулаева «только помогала людям – детям и инвалидам», но добавил, что если бы Эстемирова ограничила свою деятельность только сферой прав человека вместо того, чтобы «вводить людей в заблуждение и писать ложь», тогда он также не смог бы объяснить ее смерть. (Примечание: После того как глава Мемориала Олег Орлов на пресс-конференции в Москве публично обвинил Кадырова в смерти Эстемировой, Кадыров, по имеющимся сведениям, подал на него иск за клевету. 8 августа Кадыров еще сильнее разжег гнев правозащитников, заявив в ходе своего выступления на Радио Свобода, что у Эстемировой никогда не было «чести, достоинства или совести». Конец примечания). Хотя Кадыров и провел внеочередное заседание с представителями сил безопасности в связи с убийством Садулаевой и Джабраилова, но лишь после того, как президент России Дмитрий Медведев лично призвал провести всестороннее расследование этого инцидента.

5. (SBU) Комментаторы и по крайней мере одна оппозиционная партия начали подталкивать Кремль к противодействию нарастающему насилию в Чечне. Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин обвинил Кремль в неспособности дать понять Кадырову, что его будущее зависит от разрешения ситуации с убийствами правозащитников в Чечне. В отсутствие таких сверху, продолжил он, Кадыров считает, что продолжающееся насилие не повлечет за собой для него каких-либо последствий. Макаркин добавил, что правозащитники становятся жертвами сведения внутренних счетов в Чечне, в которые Кадыров предпочитает не вмешиваться, так как (с учетом его текущей свары с кланом Ямадаева) не желает углублять МОСКВА 00002074 002 ИЗ 002 конфликты с людьми, склонными решать споры подобным образом. Ежедневная газета «Московский Комсомолец» 12 августа высказала предположение, что чеченские правоохранительные органы не станут предпринимать никаких действий для того, чтобы покончить с насилием, пока под угрозу не попадет высшее чеченское руководство, оставляя гражданское население жить между авторитаризмом Кадырова с одной стороны и вооруженными бандами с другой.

6. (SBU) Откровенное независимое издание «Новая Газета» 12 августа объявила о приостановке своей деятельности в Чечне в знак солидарности с правозащитными и благотворительными организациями, которые также прекратили там свою деятельность. Издание нахально поинтересовалось у премьер-министра Владимира Путина, существует ли «скоординированный план по уничтожению правозащитников», и передала ли Москва полный контроль над ситуацией в республике Кадырову. Оппозиционная партия «Яблоко» также ухватилась за слабость Москвы в регионе. 13 августа она выпустила заявление, в котором содержался призыв к изменению политики федерального правительства на Северном Кавказе, а также указание на то, что похищение и убийство Садуалевой и Джабраилова демонстрирует «неспособность регионального правительства выполнять свои функции, провал федеральной политики в Чечне, где Рамзан Кадыров был наделен неограниченными полномочиями, и где не гарантируется ни одно из прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, включая право на жизнь».

Комментарий

7. (С) Некоторые нашли более тревожное объяснение недавним актам насилия в отношении правозащитников. Эксперт московского Центра Карнеги по Северному Кавказу и исламу Алексей Малашенко публично намекнул, что могут существовать не подчиняющиеся Кадырову военизированные формирования, которые делают жертвами своей борьбы с президентом Чечни ни в чем не повинных правозащитников. Муса Плиев, бывший советником президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова до того, как тот был ранен во время взрыва автомобиля со взрывчаткой, управляемого смертником, согласился с тем, что такая причина возможна. По их сценарию, боевики, лояльные группировкам, которые, вроде клана Ямадаевых, утратили поддержку Москвы и любые надежды на свержение Кадырова военным путем, могут усмотреть свой шанс в том, чтобы, пожертвовав несколькими борцами за права человека, инспирировать недовольство Кадыровым в надежде на то, что Кремль заменит его более слабой фигурой либо кем-то, не имеющим собственной армии. Кадыров не выказал никаких признаков того, что он активизация насилия ослабила его позиции, и он точно не пожелает тихо уйти со сцены. РУБИН