http://tuofikea.ru/novelty

«Историческая вина» СССР: цена вопроса

Суммы претензий Прибалтики начинаются примерно от 10 миллиардов евро, и ограничены они в своём росте исключительно количеством нулей. Литва, например, озвучила цифру в 100 миллиардов. Претензии Молдавии также известны — 28 миллиардов долларов. Запросы Румынии скромнее — 2 миллиарда. Есть некоторые деликатные просьбы у Афганистана. Пять миллиардов хочет Грузия, еще столько же — Польша.

На что потратить новые энергетические сверхдоходы?

Нуклеофобия и ближневосточная демократизация привели к ожидаемому росту цен на традиционные энергоносители. И бюджет Российской Федерации, одного из основных поставщиков нефти и газа, получил неожиданный и очень весомый подарок. Государственная казна незапланированно пополнится на 1,14 трлн рублей. Разумеется, подобной немалой суммой денег следует распорядиться разумным образом. Единства мнений по поводу расходов нет. Можно уменьшить дефицит бюджета с плановых 3,6% до 1-1,4% ВВП. Уже принято решение об индексации пенсий, стипендий и зарплат, новое дыхание получат программы строительства жилья для военных и ветеранов. Часть денег направят на поддержку сельского хозяйства и борьбу с лесными пожарами. Но всё равно остаётся много.

Существуют две традиционные точки зрения. Глава Минфина Кудрин считает, что сейчас необходимо вернуться к практике сохранения доходов в специальных фондах. Минэкономразвития, напротив, уверяет — предложение Кудрина вариант тупиковый, и надо непредвиденные доходы нужно инвестировать непосредственно в экономику. Баталии экспертов с приведением массы данных, графиков и схем продолжаются, и какая судьба в итоге постигнет столь многообещающую сумму денег — пока сложно сказать со всей уверенностью.

Тем не менее, существуют и другие специалисты, которые готовы помочь определиться — куда ж девать деньги. Разумеется, как потратить деньги — могут подсказать многие. Однако предложения такой широты и размаха, встречаются нечасто. Об одном таком уникальном прецеденте хочется поговорить сегодня.

Некоторое время назад Совет по развитию гражданского общества, возглавляемый Михаилом Федотовым, выпустил обширный манифест. С полным текстом воззвания можно ознакомиться тут. Согласно тексту программы общественного развития, необходимо «дать политико-правовую оценку преступлений прошлого — в форме официальной декларации от имени как исполнительной, так и законодательной власти». Иными словами — признать, что СССР виновен во всех геноцидах, голодоморах, оккупациях, бедах и невзгодах бывших советских республик, государств Восточной Европы, а также всех остальных стран, которые посчитают себя обиженными. К примеру, идея потребовать компенсации за пребывание в стране советских войск недавно появилась у Ирана.

«Жертвы СССР» ликуют и ждут перечисления российских миллиардов

Нетрудно представить, какими именно будут последствия, если вышеуказанная программа таки будет принята к выполнению. Озаботившись моральной стороной вопроса, борцы с тоталитаризмом, как это уже неоднократно бывало, забыли о ее материальном аспекте. А также о том, что Россия является правопреемником СССР и платит по его счетам. В начале2000-х годов Россия уже выплатила десятки миллиардов долларов по долгам Советского Союза, обязательства которого она приняла на себя в одностороннем порядке. Теперь, видимо, возникает идея повторить этот процесс по второму кругу.

Члены Совета предложили распространять свой проект на всей территории бывшего СССР. И в странах, экономическое положение которых сегодня оставляет желать лучшего, это идеи вызвали огромное воодушевление. Так, инициативы московских коллег очень положительно были встречены в Прибалтике, где власти только и ждут формальных поводов для долгожданного предъявления претензий, заявлений о компенсациях и прочих дарах. Причём, по подсчётам некоторых специалистов, суммы претензий Прибалтики начинаются примерно от 10 миллиардов евро, и ограничены в своём росте исключительно количеством нулей на экране. Литва, например, озвучила цифру в 100 миллиардов. Претензии Молдавии также известны — 28 миллиардов долларов. Запросы Румынии скромнее — 2 миллиарда. Есть некоторые деликатные просьбы у Афганистана. Пять миллиардов хочет Грузия, еще столько же — Польша. Иран пока своих претензий не озвучил, суммы, видимо, тоже будут сопоставимыми.

Таджикистан «проснулся» и тоже требует репараций от России

Даже Таджикистан, до того ничем себя не проявляющий на ниве компенсационных требований, неожиданно оживился.

Таджикский политолог Парвиз Мулладжанов заявил следующее: «В действительности, признание геноцида и тоталитарного режима во времена СССР может повысить имидж России на международной арене, как того и хотят руководители этой страны. С одной стороны, это вынужденный шаг. Так как, попытки России отказаться от ответственности за деяния, совершенные во времена СССР, ни к чему не привели. Ведь мировое сообщество больше прислушивалось к требованиям прибалтийских стран, Украины и Молдавии в вопросах геноцида и тоталитарного режима СССР. Сейчас же Россия пытается перехватить инициативу, при этом оставаясь на своих прежних позициях. Россия, как бы и признает присутствие геноцида, но при этом заявляет, что сама она больше всех пострадала от такой политики», — считает эксперт. Вместе с тем, он считает, что в Таджикистане необходимо восстановить «память басмаческого движения», которая противостояла большевикам.

Господин Мулладжанов смотрится сущим агнцем по сравнению с другим экспертом, по имени Султон Хамалд. Этот эксперт в области новой истории Таджикистана, настроен куда решительнее своего коллеги, которому всего-то надо помянуть и другую сторону конфликта. Хамалд сообщил, что только в 1929 году армия Буденного уничтожила порядка 300 тысяч жителей Таджикистана. «Об этом свидетельствуют российские источники, которые основываются на военных донесениях с фронта. И я считаю, что если Россия приняла решение покаяться за преступления тех лет, то, как развитая страна, должна выплатить компенсации всем оставшимся жертвам тоталитарного режима. Тем более, что такие финансовые возможности у России имеются», — считает историк.

Идея великолепна, но хватит ли денег?

Итак, целый ряд стран неожиданно обрел в России обрел дружественную структуру, которая непосредственно занята лоббированием их компенсационных интересов. Иначе как можно трактовать попытки воплотить в жизнь государственную программу, которая обернётся прямым убытком в размере от 200 миллиардов долларов? Теперь останется лишь определить — хватит ли вообще бюджета России, её золотовалютных запасов, и прочих форм собственности на реализацию проекта? Или расплачиваться придется, к примеру, бесплатными поставками газа ?

Заметим, что все то, о чем говорилось выше — это только часть компенсационного айсберга, которая находится на поверхности. Оплачивать же эти головокружительные и вполне ожидаемые счета предстоит государству и содержащим его российским налогоплательщикам.