http://tuofikea.ru/novelty

Война за умы: Россия разрушает монополию США. Часть 1

Вывод, сделанный Клинтон, поражает: «Мы находимся в состоянии информационной войны. И мы проигрываем это войну. Я говорю это абсолютно откровенно. Русские запустили свой англоязычный канал».

«Внешняя политика должна базироваться не только на экономической и военной мощи страны: она должна иметь третью составляющую — «возможность получать то, что требуется, путем приобретения симпатий, а не путем принуждения».

Дж. Най, американский политолог. 1990 г.

В течение последнего десятилетия отношения между Россией и Соединёнными Штатами Америки, в основном, были стабильными. Военно-политическое руководство обеих стран старалось решить все проблемы путём переговоров и сблизить позиции сторон при решении различных проблем. К наиболее крупным из них можно отнести договор СНВ-3, транзит американских военных грузов и военнослужащих в Афганистан, длительное обсуждение создания системы ПРО в Европе, даже принуждение Грузии к миру. Конечно, на ряд вопросов существуют отличные точки зрения, но и они, надо полагать, будут решаться за столом переговоров.

Однако существует поле деятельности, где стороны ведут полемику почти «с открытым забралом», — это борьба за общественное мнение. При этом имеется в виду мнение не только каких-то слоёв населения. Борьба ведётся за привлечение на свою сторону общественного мнения мирового сообщества в целом или, в определённых случаях, населения отдельной страны. Раньше это называли агитацией и пропагандой, а сейчас информационной войной. В этой области наблюдается обострение.

Хилари Клинтон возмутилась «мыльными операми» про беззаботную жизнь американцев

Так, 3 марта с.г., выступая на объединенном заседании комитетов по международным делам и по государственным ассигнованиям Сената США, госсекретарь США Хиллари Клинтон сделала несколько заявлений, касающихся проблем международного теле- и радиовещания. Госсекретарь просила Сенат выделить дополнительные ассигнования на международное вещание, а точнее, на программы пропаганды за рубежом. Клинтон напомнила, что радиостанции «Голос Америки», «Свобода» и другие, вещавшие на коммунистические страны, в годы «холодной войны» имели многомиллионные аудитории. В 90-е годы, особенно после распада СССР, объёмы иновещания западных стран были резко сокращены. При этом ближневосточные государства (Клинтон особо упомянула канал «Аль-Джазира»), Китай и Россия активно развивают глобальное эфирное вещание на многих языках.

Вывод, сделанный Клинтон, даже поражает: «Мы находимся в состоянии информационной войны. И мы проигрываем это войну. Я говорю это абсолютно откровенно. Русские запустили свой англоязычный канал. Я смотрела его в нескольких странах и считаю его весьма интересным». По мнению главы внешнеполитического ведомства, массовая культура — например, «мыльные оперы» — зачастую формируют искажённый образ Соединённых Штатов и с этим следует бороться. Клинтон отметила, что госдепартамент стремится широко использовать возможности социальных сетей и Интернета для открытого «нефильтрованного» распространения информации. Однако с развитием новых медийных носителей происходит неоправданное сокращение традиционного теле- и радиовещания на иностранную аудиторию.

К этому можно добавить, что в 2010 году Росс Джонсон, старший научный сотрудник Международного центра имени Вудро Вильсона, опубликовал книгу «Вещание эпохи „холодной войны»: Воздействие на Советский Союз и Восточную Европу». В этой работе он подчеркнул, что после окончания «холодной войны» США утратили многие из рычагов воздействия на окружающий мир: были не только сокращены объёмы иновещания, но и программы международных обменов, культурные программы и т.п.

Джонсон не согласился с оценкой Х. Клинтон, согласно которой в мире идет «информационная война». «Я бы не называл это войной, но без сомнений, это конкуренция. Конкуренция за идеи, за умы людей во всем мире», — говорит он. — И мы не делаем эту работу так хорошо, как должны ее делать». По его мнению, Клинтон совершенно права, когда сказала о том, что значительная часть человечества получает основную массу впечатлений о Соединённых Штатах из американских телепрограмм, созданных в стиле поп-культуры. Результатом этого становится превратное представление о США очень многих людей. «Я лично слышал от очень многих иностранцев из разных частей мира о том, насколько неверное представление о США они получили».

Russia Today оказалась эффективней и дешевле «Аль-Джазиры»

К тому, чтобы иностранцы получали верное представление о России стремится российский телевизионный канал «Russia Today» (РТ), о котором говорила Клинтон. Это — финансируемый государством новостной канал с круглосуточным вещанием в настоящее время на английском, испанском и арабском языках. Официальный выход в эфир состоялся 10 декабря 2005 года. Главным редактором канала является бывшая журналистка ВГТРК Маргарита Симоньян.

По словам Симоньян, перед телеканалом стоят следующие цели: «Это будет взгляд России на мир… Мы хотим выражать мнение России об остальном мире, чтобы виднее была сама Россия… Иностранные СМИ не всегда адекватно освещают события в России. Мы будем стараться показать Россию такой, какой её видят иностранцы, приезжая в страну».

В интервью сайту «Газета.Ru» Симонян сравнила отсутствие в современном мире национального информационного канала, вещающего за рубеж, с отсутствием министерства обороны. «Давно известен принцип: люди, выражающие точку зрения 90% россиян, в западных СМИ получают лишь 10% эфирного времени, и наоборот — люди, выражающие точку зрения 10% россиян, получают там 90% эфирного времени» (И это действительно так. — Прим. авт.).

Из вышесказанного следует, что перед Х.Клинтон и М.Симоньян стоят практически одинаковые цели — показать свою страну такой, какая она есть, и завоевать доверие зарубежной аудитории.

Иновещание стоит дорого. По словам Симоньян, первые годы государство выделяло на работу канала по 30 млн долларов в год, из которых половина расходовалась на распространение сигнала. Однако журнал «Политика» написал, что на 2011 год каналу было предоставлено 200 млн. долларов.

Много ли это или мало? Если сравнить с наиболее известными иновещательными корпорациями, то станет ясно, что каналу «РТ» ещё есть на кого равняться. Так, основным «спонсором» канала «Аль-Джазира» является эмир Кувейта. По данным журнала «Economist», только из этого источника канал получает 500 млн. долларов. Телерадиовещательная корпорация «Би-би-си» (ВВС), финансируемая государством, имеет годовой бюджет в 430 млн долларов, а общий бюджет британской корпорации составляет около 7 млрд. долларов, часть которых поступает и от так называемого «телевизионного налога». Бюджет «Дойче Велле» в 2010 году составлял 370 млн. долларов. У радио «Голос Америки» в 2010 году было 208 млн. долларов, а общий бюджет американской организации «Совет управления международным вещанием», частью которой является «Голос Америки», составляет 750 млн. долларов.

Как сообщает пресса, Китай намерен создать международный новостной канал с бюджетом 8 млрд. долларов.

Бывший босс «Голоса Америки» переживает, что китайцы мало знают об арабских революциях

В настоящее время мировая аудитория всё больше ориентируется не на традиционные СМИ, как правило, имеющие жесткую государственную «привязку», а на Интернет, не имеющий границ. События в арабском мире ярко продемонстрировали, насколько влиятельны стали онлайн-механизмы. Так, в организации волнений в Египте обвиняли интернет-поисковик Google.

На развитие техники вынуждены реагировать и медиа-боссы. А. Хейл, бывший программный директор «Голоса Америки», отмечает, что и «Голос Америки», и «Би-би-си» вынуждены реагировать на появление новых реалий в процессе передачи информации за границы. «Люди молниеносно получают доступ к новостям и информации, а также общаются друг с другом в киберпространстве и с помощью мобильных носителей. То, что еще десятилетие назад казалось немыслимым — например, мир народных корреспондентов и мгновенных диалогов — становится реальностью».

Однако эксперты считают, что пока не стоит спешить с отказом от традиционных информационных носителей. Например, президент факультета журналистики МГУ Я.Засурский считает, что, несмотря на высокую стоимость традиционного эфирного иновещания, даже в условиях глобального экономического кризиса не стоит «перенацеливать» ограниченные ресурсы на Интернет-пространство. «Не стоит забывать, что Twitter и другие онлайн-инструменты хороши в какой-то чрезвычайной ситуации и могут иметь сильный, но непродолжительный эффект, — предупреждает Засурский, — серьёзное и глубокое информирование массовой аудитории пока способны обеспечить только традиционные СМИ. Всё-таки выросли поколения людей, которые привыкли воспринимать новости как телевизионную картинку».

Тот же Хейл также выразил сожаление, что «Голос Америки» и «BBC» недавно решили прекратить радиовещание на наиболее распространённом пекинском диалекте китайского языка: «Произойдёт существенное уменьшение информационных потоков между традиционными и новыми медиа-платформами. В Китае более 700 млн. человек не имеют доступа к онлайн-СМИ. А ведь официальные СМИ Китая игнорируют новости об арабских революциях!»

Не будем лукавить, что Хейла волнует отношение жителей в китайской провинции к арабским «революциям». Конечно, его интересы шире, но факт примечательный. Тем более, что в последние годы США и Великобритания, сокращали расходы на иновещание и даже полностью закрывали трансляции программ на некоторых языках.