http://tuofikea.ru/novelty

Миронов откупился партией?

Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов на минувших выходных отказался от «совместительства» — он оставил пост лидера партии «Справедливая Россия» своему давнему соратнику Николаю Левичеву. Похоже, партия им отдана в обмен на сохранение поста председателя Совета Федерации.

Итак, Сергей Миронов бежал из «Справедливой России», так сказать, «под покровом ночи». По крайней мере, большинство участников проходившего на минувших выходных пятого съезда этой партии узнали об уходе их лидера со своего поста лишь ночью накануне заседания. Были, правда, наверняка и те, кто знал о тяжелом решении Миронова заранее – например, глава фракции «эсеров» в Госдуме Николай Левичев, который возглавил «Справедливую Россию». Как говорят источники в партии, «приблизительно до начала осени».

Аналогичного мнения о сроке пребывания Левичева во главе партии придерживается и президент Фонда эффективной политики, известный политолог Глеб Павловский, который считает, что на думские выборы в декабре текущего года «эсеры» пойдут уже с новым руководителем, избрание которого станет результатом компромисса с властью. Правда, на фоне разговоров о конфронтации внутри правящего тандема непонятно, о компромиссе с какой из частей этой власти (ориентирующейся на Кремль или на Белый дом) идет речь.

Именно противоречивость общего политического контекста и стала, судя по всему, причиной того, что экспертные трактовки отставки Сергея Миронова отличаются радикально. Некоторые комментаторы уже поспешили заявить, что лидер «эсеров» освободил кресло для Дмитрия Медведева. Мол, проект «Правое дело» приказывает «долго жить», а президенту якобы нужна альтернативная «Единой России» партия, чтобы выдвинуться на новый срок.

Однако в Кремле такие предположениями называют бредовыми, и с этим трудно не согласиться. Во-первых, сами «правые» по-прежнему претендуют на Медведева и заверяют, что он вполне может в сентябре возглавить «Правое дело». Это, разумеется, выглядит также достаточно сомнительно, но все же менее странно, чем возможное намерение президента, позиционирующего себя как либерала, стать лидером левой, если не сказать – социалистической, партии.

Ну а во-вторых, сомнительно, что Дмитрию Медведеву для переизбрания так уж необходима будет помощь какой-то одной политической партии. Ведь это всего лишь облегчение процедуры – политическая подстраховка. А быть выдвинутым группой пользующихся уважением в обществе граждан и затем собрать подписи, чтобы подтвердить свое право зарегистрироваться, – это куда логичнее для действующего президента страны.

Для Дмитрия Медведева сбор подписей, то есть получение мандата на выборы напрямую из рук народа, а не от какой-то одной политической партии, было бы способом дополнительной легитимизации. Он бы доказал, что выдвигается как «президент всех россиян», причем куда более убедительно, чем в 2008 году, когда его выдвинула одна, а поддержали еще две политические партии. Так что «Справедливая Россия» президенту, скорее всего, не нужна. Легче было бы поверить даже в то, что осенью ее возглавит Владимир Путин, если бы он уже не был лидером «Единой России».

Так что вопрос о том, кто возглавит «эсеров» накануне выборов, остается открытым. Ведь все политики и политологи в один голос признают, что Николай Левичев руководить «Справедливой Россией» не сможет, хотя и признают, что в последние годы он был главным «идеологом» этой партии. Дело в том, что Левичев практически неизвестен широкой публике, он не является таким «авторитетом» для региональных властей, как действующий спикер Совета Федерации и, наконец, он не имеет прямого выхода ни на одного из членов правящего тандема.

Скорее всего, его назначение – просто гарантия того, что до завершения некоего негласного обмена между Сергеем Мироновым и властями «Справедливая Россия» будет оставаться в «залоге». Речь идет, разумеется, о наиболее разумной и логичной версии, объясняющей произошедшую отставку, в соответствии с которой бывший лидер «эсеров» обменял партию на сохранение за ним поста спикера Совета Федерации.

Слухи о том, что Миронова неизбежно уберут из верхней палаты парламента, ходили достаточно давно – как минимум с середины прошлого года. Источники во властных структурах говорили, что статус спикера Совфеда несовместим с руководством третьей по влиятельности партии, а главное – конфликты председателя верхней палаты парламента с единороссами мешают «законотворческому процессу». Однако долгое время все были уверены, что выбора Сергею Миронову никто не предоставляет – он просто должен покинуть Совет Федерации, и все. А партия останется «за ним» по умолчанию.

Оказалось же, что все не так просто. Миронову, как выяснилось на минувших выходных, видимо, предложили выбор – Совфед или партия. И политик решил, что Совет Федерации «стоит мессы», как говорил будущий французский король Генрих IV, переходя из протестантизма в католичество, чтобы занять престол.

Однако Сергей Миронов – не первый день в российской политике и понимает, что его могут «кинуть». Ведь для того, чтобы сохранить пост спикера Совета Федерации, необходимо сначала получить пост сенатора. Для этого надо сперва стать членом одного из региональных заксобраний или избраться в муниципальные органы власти. Но главное – после этого региональные депутаты в одном из субъектов Федерации должны направить его своим представителем в Совфед, или же добиться такого решения от одного из губернаторов. А ведь и губернаторы, и депутаты у нас практически повсеместно – единороссы. Так что без прямого указания из центра шансов сохранить свое кресло в Совете Федерации у Миронова немного. Потому, вероятно, и пришлось ему посадить на партию «друга детства», чтобы тот передал свой пост новому ставленнику властей только после возвращения Сергея Миронова в верхнюю палату парламента.

И это, кстати, вызывает вопрос – как же может назначение нового лидера «Справедливой России» состояться в сентябре? Ведь выборы в «родное» спикеру Совфеда заксобрание Санкт-Петербурга (куда он точно будет баллотироваться) состоятся только в декабре, вместе с думскими. Так что если Миронов передаст партию новому лидеру в начале осени, кто же гарантирует ему, что в начале зимы его не «прокатят» с постом спикера? И тут, надо понимать, возможны разного рода неожиданности, вроде досрочных выборов муниципального уровня, в которых сможет принять участие Сергей Миронов. В этом случае его делегирует в Совет Федерации вовсе не заксобрание Санкт-Петербурга, а один из губернаторов в связи, скажем, с отставкой кого-то из сенаторов «по собственному желанию».

Эта схема, по крайней мере, выглядит куда более надежной, чем покорное ожидание Сергеем Мироновым декабря, когда он с замиранием сердца будет спрашивать себя и своих соратников – выполнят ли власти свое обещание? Сохранят ли за ним Совет Федерации, не обманут ли? Хотя не исключено, что прав политолог Михаил Виноградов, который и вовсе предположил, что «размораживать» «Справедливую Россию» к выборам 2012 года власти не собираются – проект не выполнил поставленных перед ним задач и его работа приостанавливается на неопределенный срок, как это было ранее, скажем, с тем же «Правым делом».